Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

27.10.2009 | Театр

Оставайся, мальчик, с нами…

...будешь нашим королем! В Москве начались представления легендарного канадского цирка

Фото: Виктория Ивлева

Ура-ура! «Цирк дю Солей», о котором без конца рассказывали те, кто в нем хоть раз побывал, наконец-то приехал к нам. В «Лужниках» выстроили гигантский шатер на две с половиной тысячи мест; цепь шатров-фойе, окружающих его, набили магазинчиками с всевозможными памятными сувенирами; и теперь шоу Varekai будут играть аж до середины декабря (планировали до конца ноября, но билеты так хорошо расходились, что решили продлить). Всякий стремящийся попасть на представление Cirque du Soleil знает, что это главный цирк мира, контракт в котором для любого циркача как орден (оттого в нем немало прекрасно обученных русских артистов, а в том шоу, что играют сейчас в Москве, -- чуть ли не 40%). Цирк, созданный ровно 25 лет назад Ги Лалииберте, теперь превратился в огромную корпорацию, умопомрачительные представления которой одновременно идут во множестве городов мира, причем это совершенно разные спектакли. Есть водный цирк, есть эротические шоу, есть клоунские; есть стремительные, полные приключений, а есть томные, магические. Одни представления привязаны к тому месту, для которого они создавались, другие гастролируют из страны в страну, как и «Варекай», приехавший к нам откуда-то из Европы, а после нас отправляющийся в Лондон и Цюрих.

Четверть века назад Cirque du Soleil возник как качественно новый жанр -- тот самый «цирк-театр», о котором теперь наслышаны все. Здесь дело было не в рекордной сложности трюка, а в его красоте, а представление, выдержанное в едином ключе, с внятным сюжетом и выстроенными взаимоотношениями кардинально отличалось от традиционного номерного шоу. Хотя и сами составлявшие действие номера были экстра-класса.

Вдохновленные целым летом, полным благодаря Чеховскому фестивалю изумительным «новым цирком», зная, что в «Цирке дю Солей» ставили спектакли и гений Робер Лепаж, и обаятельнейший Даниэле Финци Паска, многие из нас шли на «Варекай» как на встречу с давней мечтой. Чужие восторги и феерические отрывки из представлений, которые можно увидеть в интернете, подогревали ожидание чуда.

Но чуда, к сожалению, не произошло. Нет, большая часть из того, что описывали нам когда-то, -- правда. Эффектнейшие декорации, изумительный и разнообразный свет, фантастические костюмы и гримы, впечатляющая музыка и живое пение -- все на месте. Но это все само по себе скорее элементы высококлассного шоу, в которое вложено много денег; то есть более относится к шоу-бизнесу, чем к искусству. Наверняка 25 лет назад мы бы упали в обморок от такого шоу, но теперь богатством нас трудно удивить, мы ждем другого.

Сцена-арена «Варекай» глубоко вдвинута в зал, и еще до того, как начинается представление, мы видим в глубине лес качающихся золотых стволов, а под самым куполом висячие золотые мостки из «веток». Это джунгли. С началом представления под музыку на сцену выползают невероятные чудовища ослепительных цветов -- костюмы с перьями, шипами, хвостами, какие-то ящеры, змеи и диковинные животные заполняют подмостки, и тут из-под купола летит вниз белый юноша с гигантскими белыми перьями-крыльями в руках. Дальше шоу идет в классическом номерном виде, разве что время от времени упавший Икар (или ангел?) вновь выходит на сцену и смотрит на других, намекая, что он центр сюжета. А в конце он вдруг соединяется с прекрасной девушкой, тоже в белом, которая делала «каучук», -- на финал эта пара, уже разодетая в пух и прах, выходит царствовать над фантастическим лесным народцем, словно шекспировские Оберон и Титания. В общем, по песенке из старого мультфильма -- «оставайся, мальчик, с нами, будешь нашим королем».

Не буду врать: выглядит это все потрясающе. На сцене то лес с живностью, то в синем блеске моря выползает кто-то, похожий на светящихся рыб, кораллы и морские звезды. Акробаты всех мастей, воздушные гимнасты, эквилибристы, красно-золотые огненные прыгуны на «русских качелях», жонглеры (особенно восхищает тот, который ртом подбрасывал целый выводок маленьких шариков), икарийцы, - все делают номера высокого класса. Правда, клоуны не слишком смешные. Да еще у нас, навидавшихся ансамблей народного танца, вызывают недоумение пляшущие среди джунглей грузины в красных черкесках (в программе написано: «Идея этого номера связана с длительной борьбой за независимость народа Грузии, который веками сражался с многочисленными захватчиками»), но в конце концов не будем придираться.

Автор концепции и режиссер «Варекай» канадец Доминик Шампань сделал шикарный детский утренник, им следовало бы восхититься, но мы ждали другого. Мы думали, что Cirque du Soleil -- это больше, чем цирк, а он оказался просто цирком.

Впрочем, не во всем. Покупая билет, надо иметь в виду, что действие «Варекай» ориентировано не на весь круговой амфитеатр, как в цирке, а строго вперед, как в театре. И значит, лучше не брать билеты на боковые трибуны, где многих эффектов не видно, а только в центр, где места стоят от 4300 до 6000 руб. Однако, как уверяют организаторы, цена не проблема и билеты идут ходко.

Но если бы предложили выбирать, я бы все же пошла не на это ослепительное шоу, а на представление куда более дешевого, ностальгического и поэтичного театра-цирка Даниэле Финци Паска, который приезжал к нам нынешним летом. Хотя, с другой стороны, зачем выбирать? Цирк всякий хорош.



Источник: "Время новостей",26.10.2009,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
23.02.2022
Театр

Толстой: великий русский бренд

Софья Толстая в спектакле - уставшая и потерянная женщина, поглощенная тенью славы своего мужа. Они живут с Львом в одном доме, однако она скучает по мужу, будто он уже где-то далеко. Великий Толстой ни разу не появляется и на сцене - мы слышим только его голос.

Стенгазета
14.02.2022
Театр

«Петровы в гриппе»: инструкция к просмотру

Вы садитесь в машину времени и переноситесь на окраину Екатеринбурга под конец прошлого тысячелетия. Атмосфера угрюмой периферии города, когда в стране раздрай (да и в головах людей тоже), а на календаре конец 90-х годов передается и за счет вида артистов: кожаные куртки, шапки-формовки, свитера, как у Бодрова, и обстановки в квартире-библиотеке-троллейбусе, и синтового саундтрека от дуэта Stolen loops.