Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

04.09.2009 | Театр

Подсчет полков

В ожидании начала нового сезона

Уже который год перед началом очередного театрального сезона, подводя итоги предыдущего, критики принимаются сетовать на то, что нынче главные театральные впечатления связаны не с текущими столичными премьерами, а с фестивалями, и, мол, именно по ним надо подводить итоги. А то, что с помпой представляют публике московские театры, в следующем сезоне никто не вспомнит, да и самим актерам играть эту «текучку» без смысла и цели будет тягостно и скучно. С другой стороны, к декабрю, когда эксперты «Золотой маски» представят свой список лучших российских спектаклей прошлого сезона, окажется, что в нем московских премьер хватает.

Так что не будем выпендриваться, и, как бы нам ни хотелось сказать, что итогом сезона был завершивший чеховский фестиваль девятичасовой «Липсинк» Робера Лепажа, подсчитаем полки и вспомним главные московские премьеры осени 2008-го и зимы-весны 2009-го.

Начнем с того, что прошлой осенью в столице появилось два спектакля, как говорится, «фестивального уровня» -- «Рассказы Шукшина» Алвиса Херманиса в Театре наций и «Опус №7» Дмитрия Крымова в Школе драматического искусства. Оба они занимают верхние строчки в критических рейтингах («Шукшин» -- с большим отрывом), оба, безусловно, поездят по миру и будут иметь успешную фестивальную судьбу. Ни один из них не был принят безоговорочно: «Рассказы Шукшина» многие упрекали в гламурности, и действительно приподнятая нарядность, которая так шла музыкальному спектаклю Херманиса «Звуки тишины», несколько упрощала прозу Шукшина, хоть и придавала ей универсальности. «Опус №7», первая часть которого была посвящена печальной судьбе евреев в ХХ веке, а вторая -- Шостаковичу, тоже вызвал немало упреков. Говорили о чрезмерном надрыве и прямолинейности иных визуальных метафор, которые всегда удавались Крымову, хотя несколько мощных оригинальных сцен заслоняли неудачи. Но, в сущности, обсуждать проблемы и недостатки каждого из этих спектаклей, можно было только в их собственном контексте или на фоне других работ Херманиса и Крымова. Упрекать их хоть в чем-нибудь на фоне «текущих премьер» казалось нелепым: если уж «Опус №7» не удался, то что тогда говорить о каком-нибудь «Пиквикском клубе», одной из главных премьер мхатовского сезона? В общем, ясно, что оценивать итоги сезона приходится не по безусловным удачам, а по серьезности поставленных задач. Такие спектакли в нынешнем сезоне были.

Сейчас в Москве один из самых последовательно и всерьез работающих театров -- совсем молодая Студия театрального искусства Сергея Женовача. У нее были две важные премьеры: маленький, пронзительный и чистый спектакль по Платонову «Река Потудань» и «Три года» -- быть может, не до конца удавшиеся, но сделанные честно, без скидок на несценичность и трудную, заунывную интонацию чеховской повести. Масштаб задач, которые ставит Женовач перед своими юными учениками, дает им возможность важного актерского и человеческого роста -- это очень видно на сцене. Еще пара лет, и студийцы далеко уйдут от своих, когда-то много обещавших ровесников из других театров.

Еще один спектакль с большим замахом, хоть, на мой взгляд, и не удавшийся, -- шестичасовой «Улисс» Евгения Каменьковича в «Мастерской Фоменко». Гигантский многослойный роман режиссер попытался рассказать совсем просто, на пальцах -- «фокус» не вышел, но по-своему уникальную попытку нельзя было не заметить. В противоположность Каменьковичу Кирилл Серебренников для спектакля «Киже» в МХТ постарался начинить простой рассказ Тынянова таким количеством дополнительных смыслов, сюжетных линий и историко-литературных отсылок, что превратил его в произведение темное, тяжеловесное и путаное. Смотреть этот спектакль было тягостно, но «не считать» его невозможно.

Еще несколько московских театров в прошедшем сезоне показали первые премьеры своих новых худруков, видеть их надо было, чтобы понять, появилась ли в работе старых трупп новая внятная художественная линия или они так и будут жить на периферии художественного процесса, обеспечивая старыми советскими и новыми сериальными звездами хоть какое-то заполнение зала. Для Римаса Туминаса в Вахтанговском театре манифестом были шекспировские «Троил и Крессида», спектакль в духе этого режиссера прихотливый, перегруженный, не слишком внятный, но с некоторым количеством занятных парадоксов и остроумных решений. Важным казалось, что Туминас остается собой и не хочет меняться в угоду среднестатистическим представлениям о «вахтанговской традиции», к чему его толкали. Серьезным итогом нынешнего сезона оказалось и то, что литовский режиссер остался руководить Вахтанговским театром, несмотря на шумную подковерную возню. Если бы Туминаса до истечения срока контракта сняли министерским решением в атмосфере шовинистических пересудов в духе «почему это нашим всем позвали руководить какого-то литовца?», шлейф стыда еще долго бы тянулся за когда-то славным театром.

Театр имени Станиславского в качестве первой премьеры нового худрука Александра Галибина зимой предложил дюрренматтовскую «Аварию» -- спектакль не крупный, но вполне достойный, с хорошо разыгравшимися актерами старшего поколения. Особенно привлекало, что этим спектаклем открылась крошечная Новая сцена на задворках театра, та, где в конце 50-х располагалась студия Яншина, и вот эта апелляция к прошлому вместе с маленькой выставкой в фойе давала надежду, что Театр Станиславского воспрянет (пока, впрочем, она не оправдалась).

Еще два негромких, но достойных спектакля вышли на маленьких сценах «больших» театров: в Пушкинском -- минималистская «Крейцерова соната» в постановке Александра Назарова -- тут два актера разыгрывали толстовский сюжет на голых скамейках среди зрителей. А в Театре Ермоловой -- «Свадьба Кречинского», остроумно и ненавязчиво превращенная Алексеем Левинским в тюремную байку. Сегодня такие постановки -- вроде бы совсем рядовые по своим амбициям -- оказываются нежданными радостями и стоят отдельного упоминания, как удачи сезона.

Далее, никак нельзя забыть о том, что этой весной вышел новый моноспектакль Евгения Гришковца, давно не показывавшего своих фирменных «одиночных» премьер. Актер и режиссер, в последние годы в общем мнении превратившийся из автора в персонажа, «медийное лицо» и героя пересудов, должен был доказать, что он по-прежнему на коне и старое умение трогать публику за чувствительные струны не оставило его. Действительно, спектакль «+1» показал, что мастерство не ушло, Гришковец по-прежнему лихо закручивает композицию с частой сменой тем и перепадами от смешного к сентиментальному, отлично владеет залом и крутит им как хочет. Другое дело, что сам герой сильно изменился, стал мизантропичнее, раздражительнее, и идентифицировать себя с ним, как раньше, уже не получается, да и желания нет.

Ну и для завершения списка -- еще о двух спектаклях в театрах, находящихся на периферии основного потока зрителей, но зато в русле критических споров и актуальных боев за современную драматургию. В «Практике» Руслан Маликов поставил «Парикмахершу» Сергея Медведева в духе «картонного театра», и эта мелодрама имеет все шансы надолго сделаться хитом. В «Театре.doc» Михаил Угаров представил в условной форме читки вызывающе матерную молодежную комедию «Жизнь удалась» Павла Пряжко, но живость и парадоксальное обаяние этого спектакля тоже обещают ему жизнь куда дольше, чем обычно у экспериментальных постановок.

Этот список лидеров прошедшего сезона не пустой звук и для сезона нового, который только-только начинает открываться. В последние дни августа МХТ сыграет премьеру «Трехгоршовой оперы» в постановке Кирилла Серебренникова (в конце прошлого сезона ее уже сыграли пару раз под сурдинку), а уже в первых числах сентября Римас Туминас покажет свою очередную вахтанговскую премьеру: в чеховском «Дяде Ване» сыграют Людмила Максакова и Сергей Маковецкий. В сентябре же в Ленкоме сыграют «Вишневый сад» Марка Захарова. «Практика» обещает в новом сезоне выпустить спектакли по пьесам Евгения Гришковца, Ивана Вырыпаева и Владимира Сорокина и сыграть премьеру французского режиссера-драматурга Жоэля Помра. В октябре в ТЮЗе выпустят подряд две премьеры Камы Гинкаса: гоголевские «Записки сумасшедшего» с Сергеем Маковецким в главной роли и «Медею» по Аную и Сенеке со стихами И. Бродского, а еще «Кроткую» Достоевского в постановке гинкасовской ученицы Елены Керученко. Ну а если учесть, что фестивалей тоже никто не отменял и уже осенью на «Сезоне Станиславского» мы увидим премьеру «Идиота» Эймунтаса Някрошюса и «Чайку» Кристиана Смедса с Лембитом Ульфсаком в роли Аркадиной, а на NETе -- «Гамлета» Оскараса Коршуноваса и много другого интересного, то, может быть, жизнь театрала окажется нет так уж плоха.



Источник: "Время новостей", 21.08.2009,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
16.10.2019
Театр

Знак тишины

Самый русский герой, Иван-дурак, отправляется за правдой в путешествие-испытание. Его нескончаемая дорога – узкая длинная игровая площадка, на обочинах которой расположились зрители. Череда эпизодов-встреч с героями русских мифов превращается в хоровод человеческих характеров. Вместо давно заштампованных сказочных образов автор показывает живых людей.

02.08.2019
Театр

Семь из двадцати двух

Чеховский фестиваль – один из самых длинных у нас, нечего и надеяться увидеть все. Так что сначала составляешь список самого желанного, а потом высчитываешь, на что попасть действительно удастся. У меня получилось семь спектаклей.