ГЦСИ
14.07.2009 | Арт
Красно придумано!В ГЦСИ выставкой «Русская красота» отметили десятилетие фонда культуры и искусства «Про Арте»
«Про Арте» -- самая успешная институция современного искусства Санкт-Петербурга. Созданный как негосударственный благотворительный фонд «Про Арте» поддерживается городским комитетом по культуре, российским Фондом Михаила Прохорова и американским Фондом Форда. По словам директора «Про Арте» Елены Коловской, отсутствие стабильного госфинансирования побуждает сотрудников работать максимально интенсивно, с полной самоотдачей. В конце концов в отличие от госслужащих проартовцы даже не могут строить планы на много лет вперед. Все надо делать быстро, оперативно и максимально эффективно. Что, собственно, и получается: более 3 тыс. событий за десять лет, включая 200 выставок, 300 концертов, мастер-классы, образовательные программы. И при этом в штате «Про Арте» работают всего десять человек. Остальные культуртрегеры (теоретики, историки искусства, художники, музыканты) -- специалисты приглашенные.
Двое из них -- известные петербургские историки искусства, кураторы Глеб Ершов и Станислав Савицкий привезли в Москву, в Государственный центр современного искусства юбилейную проартовскую выставку «Русская красота».
Подробное знакомство с кураторской концепцией и с самой выставкой убедило: в модерировании богатой, многосоставной по смыслам культурной ситуации внутри «северного» (петербургского) артсообщества ресурсы далеко не исчерпаны. «Про Арте» заняться есть еще много чем.
Больше всего понравился изящно изданный к выставке (художник Юрий Александров) каталог с блистательными кураторскими текстами. Продолжая тему своей недавней программы «Прогулки за искусством», в «Русской красоте» Глеб Ершов и Станислав Савицкий разрабатывают новый исследовательско-образовательный метод восприятия современного искусства, построенный на игре в ассоциации и обращении к богатой творческой фантазии вовлеченных в процесс. Уже несколько лет господа Ершов и Савицкий собирают компанию единомышленников (в том числе студентов «Про Арте») и ходят по так называемым «урочищам» -- нетуристическим, но жутко любопытным для интеллектуалов-артэтнографов ландшафтным зонам Санкт-Петербурга и других городов и весей России (даже мира).
Ищут интеллектуалы из «Про Арте» так называемые «найденные объекты» современного искусства: те чаще всего затертые в убогий городской или сельский пейзаж диковины, что при наличии хороших эрудиции и воображения могли бы быть приписаны гуру современного искусства и архитектуры. Ну, например, аляповато раскрашенный на детской площадке пластиковый цветочек приписывается Джеффу Кунсу, а красивое нагромождение заводской арматуры принимается как инсталляция Йозефа Бойса...
Шутливый тон не влияет на качество прогулок. Игра в ассоциации оттачивает профессиональный глаз, а скитания по небанальным «урочищам» стимулируют появление альтернативной исторической летописи городов родной страны.
«Русская красота» во многом подхватывает принятую кураторскую стратегию. Как на свободном ассоциативном уровне схватить то родное-нутряное, что определяет красивое «свое» без оглядки на откровенную стилизацию русского наива у «Митьков» или неоакадемических штампов мастеров школы Тимура Новикова? Господа Савицкий и Ершов ответ дают в своей каталожной статье, изобилующей изысканными аллюзиями, удачно введенными в ткань текста неологизмами и жаргонизмами. Их вдохновляет пример Левши (на крайний случай Самоделкина). «Обращение к естественным художественным формам избавляет от необходимости иметь дело с растиражированными образами русской красоты... В мусоре и штуковинах неизвестного предназначения есть свобода обращения с реальностью как со строительным материалом». Опять-таки кураторы настоятельно призывают художников «разуть глаза» и, увидев все непредвзято и заинтересованно, освободиться в оценке русской красоты от привычных штампов. Пусть даже штампов «актуального искусства», а не почвеннического.
Как и следовало ожидать, предложение было услышано не всеми приглашенными петербургскими художниками разных поколений. Потому по парадоксальной логике лучшими работами оказались те, что созданы самой кураторской группой. Это сделанное участниками «Прогулок за искусством» слайд-шоу о вымышленной архитектурной мастерской «Сидоров и сыновья», в которой якобы вот уже многие десятилетия повсеместно изготавливаются шедевры малых форм: загадочно преломляющие поэтику зодчества Древней Руси и авангарда сараюхи, будки, трансформаторные подстанции и т.п. Второй шедевр: найденный кураторами объект «Недотыкомка» -- глиняная свистулька, безупречно простая и искренняя форма которой приписывается господами кураторами известному художнику и археологу XIX века, живописцу российских древностей Федору Солнцеву. Если подойти к витрине, где «Недотыкомка» лежит, можно услышать, как красиво она свистит.
Свободному полету ассоциаций многие приглашенные Глебом Ершовым и Станиславом Савицким художники предпочли путь по накатанной -- очередное, чаще плоское и предсказуемое вышучивание фольклорных, лубочных тем и мотивов: о голых бабах на пруду, о боярышнях с косами и в кокошниках, об избушках, матрешках, лаптях... В длинном ряду проектов убедительными оказались те, что демонстрируют незаурядный пластический талант создателей, художническую маэстрию: картины Виталия Пушницкого с отраженными в лужах пейзажами, светопроекция Сергея Денисова с корнями и движущимися тенями предметов, ювелирно сделанная панорама «Буровая» Ильи Гапонова и Кирилла Котешова, абстрактные объекты Петра Белого, Елены Губановой, Ивана Говоркова, видеоарт с летающими мошками-планетами Ильи Трушевского...
Как и многие, собранные под глобальную тему выставки, «Русская красота» засвидетельствовала, что лучше всех ее понимают и оригинально интерпретируют кураторы. А художникам еще есть чему поучиться. Тем паче что «Про Арте» -- отличный институт!
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.