17.06.2009 | Анимация
В штанах и без штановГлавным трендом современной анимации оказалась рисованная документалистика
Фестиваль в Аннеси закончился, результаты главного в мире конкурса анимации объявлены, так что самое время рассказать, что почем, что нынче «носят», что ценят, а что имеет успех у публики.
Начну с того, что выглядело самым безусловным – призов за полнометражный фильм. Кристалл Аннеси разделили две картины, которые и в зрительском мнении явно стояли наравне: «Коралина» Генри Селика (она уже идет у нас в прокате под названием «Коралина в стране кошмаров») и «Мэри и Макс» Адама Эллиота.
В программе фестиваля было 9 конкурсных полных метров и 9 внеконкурсных, причем того, что зрители знают по прокату – классических детских приключений (как и подростковых боевиков или фантастики) – было не так много, главным образом предлагался настоящий артхаус. На мой взгляд, кроме призеров и известных нам «Монстров против пришельцев», в конкурсе фестиваля были, по крайней мере, три картины, на которые стоило обратить внимание. Аргентинский «Жирный Буги» Густава Кова – очень смешная и кровавая пародия на фильмы о плохом герое против мафии. Стоило увидеть, как брутальный жлоб Буги в забытьи от ран видит райскую картину с цветочками, по которой он плывет, счастливый, поливая из гранатомета туземцев. Второй была милейшая лента американцев Пола и Сандры Фирлингер «Моя собака Тулип», снятая по написанной в середине прошлого века одноименной книге англичанина Дж. Р. Акерли. В картине, выдержанной в коричневатой гамме, будто рисунки 50-х годов, не было никаких приключений и вообще существенных событий, а была только рассказанная авторским голосом история жизни одинокого пожилого человека и его взбалмошной овчарки, похожая на жизнь семейной пары. Ну а третий фильм – страннейшая, но по-своему завораживающая южнокорейская картина «История мистера Сорри» о маленьком человеке, который зарабатывал чисткой ушей. В результате ряда фантастических превращений господин Простите стал сначала крошечным, как мальчик-с-пальчик (что позволило ему еще лучше справляться с работой). А потом, встречаясь в головах клиентов с какими-то ужасными потаенными желаниями и проблемами, превратился в жуткого паука. В общем, фрейдизм и Кафка в восточном исполнении.
Но, конечно, полнометражные призеры были вне конкуренции. «Коралина» - кукольная картина, снятая с применением стереотехнологий – отличное детское приключенческое кино, где есть и изумительная фантазия, и по-настоящему страшные моменты и захватывающие компьютерные эффекты. Хотелось бы, конечно, чтобы стереотрюков, которые так здорово смотреть в специальных очках, было еще больше, но и так полуторатысячный зал, полный взрослых людей, увидев, как прямо на них несется гигантская игла, пришивающая пуговицу, визжал от восторга. «Мэри и Макс» - кино куда менее эффектное и берет оно прежде всего хорошей сентиментальной историей, парадоксально иллюстрированной комичными пластилиновыми персонажами. Австралиец Адам Элиот, пять лет назад взявший «Оскара» за короткометражный фильм «Харви Крампет», работает в той же статичной манере, что и прежде: самое главное для него – закадровый рассказ (он сам и сценарист своих картин) и персонажи, а вовсе не приключения и не движение. Тут речь идет о восьмилетней австралийке Мэри – одинокой очкастой девочке, мамаша которой любит прикладываться к бутылке, курит с утра до ночи и ворует в магазинах. И о том, как любознательная крошка решила познакомиться с американцем, чтобы узнать, как там люди в Америке живут, откуда у них берутся дети и еще массу интересных вещей. По телефонному справочнику выбор пал на сорокалетнего Макса Горовица, толстого аутичного еврея, который с обстоятельностью взялся на все детские вопросы давать столь же детские ответы. Эта эпистолярная дружба продолжалась много лет, проходя через обиды и примирения, героям при жизни Макса так и не удалось встретиться, но он успел написать повзрослевшей Мэри, что она его лучший и единственный друг.
Теперь о главном в программе Аннеси – о коротком метре. Любопытно, что в конкурсе этого фестиваля есть несколько жюри по числу номинаций, и поэтому тут нет проблемы, как найти уважаемого человека из числа действующих профессионалов для участия в выборе победителей. Режиссер ведь может судить один конкурс, а участвовать в другом. На этот раз победитель фестиваля Адам Эллиот сам был членом жюри короткометражного конкурса.
Но в этой номинации выбор лауреатов оказался куда менее очевидным. Вообще принято считать, что у фестиваля Аннеси – весьма определенный и очень не попсовый вкус, тут любят метафизику и сложное метафорическое кино, а смешные анекдоты в «анимационных Каннах» получают призы куда реже, чем на других фестивалях. В этот раз все вышло не так – почти все главные награды в конкурсе короткого метра в той или иной степени анекдотичны. Кроме, разве что, первого приза, выбранного по понятным политическим резонам.
Кристалл Аннеси достался шестнадцатиминутной картине «Рабы» шведских режиссеров Ханны Хелборн и Давида Ароновича. Это то, что сегодня называется «документальной анимацией» - жанр, существующий давно, но ставший трендом после прошлогоднего успеха картины об израильской операции в Ливане «Вальс с Баширом», похожей на документальный телефильм. В фильме «Рабы» использованы реальные интервью 2003-го года, взятые в Европе у двух освобожденных суданских мальчиков – 9 и 15 лет. Они рассказывают, как были украдены криминализованной милицией и вместе со своими семьями превращены в рабов. И как потом их родные погибали или исчезали. Этот действительно впечатляющий рассказ печальных детских голосов показан статично с синеватым, почти монохромным и весьма условным рисунком, подчеркивающим реальность и трагизм истории. Вообще, документальных историй на фестивале было немало, например «О&A» американцев Тима и Майка Рауч – анимированный реальный разговор женщины со своим сыном, мальчиком с синдромом Аспергера (разновидностью аутизма). Или «Вранье» еще одного шведа Юноса Удела – фильм по трем интервью с лжецами. Вообще анимация дает очень много возможностей для нового подхода к работе с документальным материалом, поскольку обладает особой возможностью отчуждения текста и комментария к нему чисто изобразительными методами, возможности которых бесконечны.
Зато прочие лауреаты короткометражного конкурса работают на привычном поле.
Спецприз жюри получил «Сбежавший поезд» канадца Корделла Баркера – забавный, но не чрезмерно увлекательный каскад гэгов о поезде, лишившемся управления. Он мчится, теряя пассажиров и вагоны, пока любвеобильный машинист наслаждается в купе с томной пассажиркой (все в том же духе, но не так смешно, как «Кот вернулся», за который режиссер номинировался на Оскар). Приз за лучший первый фильм, как и лауреатство в короткометражном конкурсе у детского жюри взял «Человек в голубом Гордини» француза Жана-Люка Ли – уморительная история о сопротивлении одиночек уравнивающей государственной машине, сюжет, так любимый молодыми режиссерами, которые куда чаще подходят к этой теме с пафосом, чем с юмором. Тут речь о государстве, где все ходят в оранжевых рубашках и без штанов, а герои-сопротивленцы – тоже без штанов, но в голубых рубашках. Особенно смешно то, что примерно половину фильма мы видим возмущенных соседей и тоталитарную полицию только до пояса, и считаем, что общественный гнев связан с тем, что герой оскорбляет приличия своим эксгибиционизмом. В финале герой с женой, присоединившись к главному подпольщику в голубом Гордини, становятся еще радикальнее в своем протесте – они организуют тайную фабрику по пошиву голубых колготок и раздают их диссидентам.
Особый восторг зала и, соответственно, приз публики в коротком метре получил фильм «Вестерн спагетти» американца, работающего под псевдонимом PES. Этот самый ПЕС прославился несколько лет назад фильмом «Секс на крыше» про пару влюбленных кресел, резвящихся на свежем воздухе, и тут же занял место среди самых остроумных режиссеров в предметной анимации. Теперь он снял уморительную зарисовку про приготовление спагетти из несъедобных материалов: варку макарон из пластиковых трубочек, жарку на масле из фольги, шинковку зелени из долларов, растущих кустиком в горшке, терку сыра из мотка шерсти и так далее.
Лучшим дипломным фильмом стала картина «Ради носка» режиссера Карло Вогеля из знаменитой французской киношколы Гоблен, которая на зависть студиям всего мира готовит профессионалов, отлично работающих с экшном (стоит только вспомнить, что на прошлый Оскар номинировалась тоже лихая картина выпускников Гоблен про спасение осьминожицы). Но в этот раз, что особенно ценно, дипломник работает не только с компьютером, что всегда хорошо идет у молодых режиссеров, а, главным образом с предметами. И получаются остроумные приключения носков, джинсов и платья, отправившихся с бельевой веревки разыскивать своего друга-носка, убежавшего тусоваться в клуб, но попавшего в лапы мафии, которая пытает его, подвесив над тазиком с отбеливателем.
Ну и на сладкое – о единственном победителе Аннеси-2009, имеющем отношение к нашей стране. Приз за лучший сериал взял Алексей Алексеев, бывший «пилотовец», теперь работающий в Венгрии.
На прошлом фестивале он получил награду Аннеси за лучшую оригинальную музыку – имели в виду пародийный джем-сешн лесных музыкантов из двухминутного «панковского» фильма с непроизносимым названием «KJFG№5». Мы уже писали о том, что, увидев эту короткометражку канал Nickelodeon тут же заказал Алексееву сериал с теми же персонажами – медведем, зайцем и вокалистом-волком, и вот уже появились первые четыре серии под названием Log jam. Мало кто предполагал, что могут второй раз дать приз за тот же проект, но и впрямь: рядом с другими телевизионными картинами, даже неплохими, но одинаково предсказуемыми, абсурдный сериал Алексеева смотрелся явным лидером. Что и подтвердили восторженные вопли публики Аннеси, которую аниматоры считают лучшей в мире.
«Рик и Морти» часто делает отсылки к популярному кино, и к четвертому сезону их становится только больше. Иногда создатели просто подмигивают зрителям, делая лишь отсылки-камео (например, монстры-фейсхаггеры в «Промортее» заимствованные, как и название эпизода, из «Прометея» Ридли Скотта ). Однако во многих сериях авторы умещают целые структуры из культовых фильмов.
Главные фестивали начала лета, не в силах больше обходиться без зрителей, начали делать первые шаги к выходу из карантина. Загребский Animafest в начале июня шел полностью «вживую», и пусть гостей было меньше обычного, восторг от «возвращения в нормальную жизнь» тех, кто смог добраться до Хорватии, с первого дня поднял градус фестиваля очень высоко.