Франция, 2008 г.
01.06.2009 | Кино
Куда вести на третьем свиданииКорни "Прекрасной смоковницы" - в любовной новелле XVII века
В престижной, идеальной, как мир куртуазных романов, парижской школе учится целый выводок трепетных романтиков.
В перерывах между изучением итальянского и физики, да и во время уроков тоже, богатые и красивые старшеклассники флиртуют друг с другом и преподавателями (Луи Гаррель). Но главный объект желаний — прекрасная новенькая (Леа Сейду), вокруг которой бушует маленький ураган разводов, любовных посланий, милых интриг. Она даже служит поводом для суицида!
Все это слишком изысканно и трепетно, чтобы быть реализмом, и корни «Прекрасной…» в XVII веке: именно тогда была написана любовная новелла «Принцесса Клевская», которую перефразирует в своем кино Кристоф Оноре.
Причем тут принцесса? Это такая шутка — вроде бы президент Саркози возмутился однажды упоминанием этого пыльного произведения в каком-то экзаменационном тесте. Левые интеллектуалы возмутились в ответ, а Оноре вот даже снял фильм для ТВ, чтобы лишний раз пнуть нелюбимого президента.
Впрочем, кроме сюжетных схем и крайней любвеобильности героев (издержки пересадки интриги из королевского двора в школьный), в фильме все вполне современно, акцент сделан на юных лицах и человеческих взаимоотношениях, герои говорят грамотно и живо, манера съемки тоже живая, с руки, а общий тон при этом — отстраненный, подчеркивающий, что перед нами — кино (примерно так выглядят хорошие домашние спектакли или фильмы «новой волны», традиции которой Оноре открыто продолжает).
Парижские тротуары мокры от осеннего дождя, на саундтреке звучат меланхоличные баллады Ника Дрейка, в общем, тут сложно не утонуть в сладкой печали неразделенной любви. Ну, в общем, вы поняли, куда вести ее на третьем свидании.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.