14.05.2009 | Арт
В мирных целяхДревний военный склад в Нижнем Новгороде преобразуется в лучший центр современного искусства
По итогам только что прошедшего конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» жюри Фонда В. Потанина выбрало много достойных проектов, в которых чаще традиционные культурные институции встраиваются в новый контекст интерпретации. Чтобы было азартно, осмысленно, современно и не пахло нафталином. Среди лучших поддержанных проектов Genius Loci («Гений места») Приволжского филиала Государственного центра современного искусства. Главный герой проекта -- древнейшая, «символизирующая ось времени» Пороховая башня Нижегородского кремля, включенная в Арсенал -- дом военной амуниции эпохи Николая I. Сама башня куда древнее, чем Арсенал. Ее возраст насчитывает шесть сотен лет.
Проект даст шанс воссоединить в сотрудничестве привычно не замечающие друг друга культурные институции Нижнего: Нижегородский архитектурный музей-заповедник и Приволжский филиал ГЦСИ.
«Гений места» древней, спрятанной в стенах Арсенала Пороховой башни будет вызволен по принципу археологических раскопов: самый нижний уровень -- находки до XVI века, второй -- артефакты периода строительства башни и ее судьбы внутри старого кремля (XVI-- XIX века). Затем выше третья часть -- башня периода Арсенала. Ну а бонус -- выход на галерею -- смотровую площадку с обзором города сегодняшнего. Принятые от архитектурного музея классические древности по плану руководителей проекта директора Приволжского филиала ГЦСИ Анны Гор и заместителя директора Приволжского филиала ГЦСИ Олега Муромцева будут инсталлированы с учетом новой экспозиционной культуры. В этом поможет недавно получивший премию «Инновация» медиахудожник Владислав Ефимов.
Несколько дней назад мне довелось побывать в Нижнем, посетить совершенную в своей великой пуританской простоте (конструктивистам и не снилась!) Пороховую башню. Благодаря любезной Анне Гор случилось проникнуть во все ее компартименты, потрогать рукой иней на циклопических кирпичах в подземных уровнях, там, где «вечная мерзлота», насладиться совершенными светоритмическими синкопами архитектурного пространства верхней галереи...
Однако эта изумительная башня не может восприниматься вне контекста всего Арсенала, построенного в XIX веке и сравнительно недавно переданного Центру современного искусства.
Госпожа Гор провела по Арсеналу подробную экскурсию. Совершенно, признаться, фантастическое пространство. С тремя этажами, первый из которых -- подземный -- напоминает крипты старинных готических аббатств. Второй -- основной. Гулкое эхо, ты маленький, блуждаешь внутри базилики с боковыми капеллами. Третий -- верхняя просторная галерея с термальными римскими окнами. Этот Арсенал достался нижегородскому ЦСИ в опасно руинированном состоянии. И кровля, и фундамент -- все рушилось, сохранился лишь остов стен. С 2003 года началась реконструкция. Помимо Анны Гор преобразованием бывших военных складов в Центр современного искусства мы обязаны уникальной энергии безвременно ушедшей Любови Сапрыкиной.
Сегодня работы ведутся силами государства и Фонда Форда, который поддерживает творческую жизнь центра в целом. За пять лет удалось сделать очень много. За основу проекта реконструкции приняты идеи гуру современного российского зодчества Евгения Асса. Даже сегодня, когда верхний этаж еще слит с нижним (между ними нет перекрытий -- кстати, так сейчас без них по-пиранезиевски красиво, что думаешь себе: а может, ну их вообще?!), когда только пол, стены и один потолок на всех, Арсенал Нижнего может быть принят младшим братом «веницейского Арсенала» -- главной европейской площадки смотра современного искусства и архитектуры.
В обоих случаях гениально простой, обветренный веками образ подтверждает принятый нижегородцами девиз: «Лаборатория будущего на территории прошлого».
Когда я ходил по нижегородскому Арсеналу, то думал: вот ведь, а в Москве такого пространства для современного искусства и не сыщешь. Вроде и площадь не самая великая в мире (5 тыс. кв. м), а насколько архитектура дисциплинирует и заряжает. В Москве все как-то «недотянуто», что ли. Есть хорошие галереи, есть музеи, оккупировавшие старые особняки, «Винзавод» с дисперсией всего на свете, ГЦСИ со скромным зальчиком... Такой триумфальной мегаломании нет.
А ведь хорошая архитектура имеет свое влияние на творчески мыслящих людей. Она теребит их. Учит мыслить масштабно, учит соответствовать. Не дает расслабиться и делать что-то совсем уж вернакулярное, приблизительное, «для своих».
Эта «приблизительность» -- главный бич современного российского артпроцесса. В Москве, в Петербурге все разбежались по своим норам-галерейкам, «музейкам» и изобретают там свой «ауратизм». И качество мысли приблизительное, и качество искусства соответствующее. Подлинного центра общения, где бы были внятно артикулированы главные пространственно-пластические, концептуальные темы мирового искусства прошлого и нынешнего веков, не было и нет. Такого, чтоб соответствовали масштабу Центра Помпиду, МоМА. Хочу потревожить дух незабвенного Манилова и предлагаю создать главный российский музей мирового искусства XX столетия в великом Арсенале Нижнего Новгорода.
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.