Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

01.11.2005 | Книги

Эталон благопристойности

В исполнении Алана Холлингхерста даже откровенные гомосексуальные сцены смотрятся на редкость невинно

Как все по-настоящему совершенные вещи, классический английский роман поразительно стабилен. Джулиан Барнс и Дэвид Лодж пишут сегодня примерно так же, как семьюдесятью годами ранее писали Ивлин Во и Лоуренс Даррелл, а те в свою очередь не слишком далеко отстоят от Диккенса или Стерна. Однако даже на фоне своих консервативных современников Алан Холлингхерст выделяется гипертрофированной, почти пародийной английскостью. Видимо, именно это качество в прошлом году снискало его роману «Линия красоты» Букеровскую премию, а самому писателю — славу непревзойденного стилиста.

Впрочем, традиционность Холлингхерста четко ограничена размеренной повествовательностью его языка, а также выбором героев и мест действия (высший свет и богема, богатые городские дома и загородные викторианские особняки) и практически не затрагивает сюжет как таковой — достаточно провокативный и смелый.

В 1983 году застенчивый юный гей, окфордский выпускник Ник Гест поселяется в лондонском доме своего богатого и красивого университетского приятеля Тоби Феддена, и вскоре становится пусть не совсем полноправным, но все же членом его аристократичной семьи. Нежная влюбленность и грубый секс, первые профессиональные успехи и первое невольное предательство, ложь, наркотики, смерть возлюбленного от СПИДа, и, самое главное, печаль и боль неизбежного взросления — все это уместится в те четыре года, которые Нику предстоит провести под кровом Федденов.

Роман изообилует рискованными эпизодами, однако — странное дело! — шокирующего впечатления отнюдь не производит. Даже самые откровенные гомосексуальные сцены (а их у Холлингхерста немало), будучи погружены в благопристойно-консервативный антураж, немедленно начинают казаться совершенно невинными.

Что лишний раз подтверждает правило: о каких бы сомнительных материях ни шла в нем речь, настоящий английский роман всегда остается образцом респектабельности и стабильности.



Источник: "Эксперт", №41, 31.10.2005,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
08.04.2019
Книги

Самый что ни на есть первый

В «Отделе» кроется хитрость: на самом деле роман не второй, а самый что ни на есть первый, так же напечатанный в «Волге» аж три года назад. В книге легко просматривается сальниковский стиль: герои, несмотря на жестокость, выглядят нелепыми и смешными, а реальность периодически сбоит и удаляется от нормы.

Стенгазета
25.03.2019
Книги

Приговор Европе

Выбор темы и места действия романа не удивляют. Дмитрий Петровский — консерватор и националист, автор «Спутника & Погрома» и Russia Today, житель Берлина и критик устоев современной Европы. Во взглядах автора и кроется основной смысл романа.