Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

29.04.2009 | Фотография

Секс, ложь и видимо

Бурден слыл в мире глянца черным гением, работать с которым было невероятно сложно

В центральном выставочном зале «Манеж» прошла выставка «Ги Бурден. Художник с камерой», прибвшая в Москву в рамках фестиваля «Мода и стиль в фотографии 2009». Он не слишком известен у нас, хотя для мира глянцевой  фотографии Бурден  - один из «отцов-основателей» (Хельмута Ньютона, Ричарда Аведона, Хорста П.Хорста). Художник и фотограф, друживший с сюрреалистами и заслуживший одобрение Ман Рея, хорошо понимал роль фотографии в мире моды, - как  намеренного соблазна, работающего с коллективным и частным бессознательным, желаниями, страстями и фетишами. Внешне его снимки кажутся поверхностными, холодными и излишне постановочными: розетка, из которой сочится кровь, шагающие сами по себе ноги, неестественно лежащие модели с лужицами кроваво-красного лака у головы, обнаженные девушки в ярких туфлях, чулках и бархотках рядом с одетыми людьми.

За нарочитым эротизмом, эффектным, но не вызывающим теплых чувств, пустыми задниками и сюрреализмом деталей стоит высокий художественный жест, провокация чистой воды.

Подобную съемку можно найти в любом современном глянце, в 1950-1970-е годы это был революционный акт, провокационный и экстремистский. Вместо привычных в то время красоткок, пышущих здоровьем, или элегантных леди, застывших в позе манекена, Бурден снимал абсурдные и некомфортные для зрителя истории, где смешаны миры: то мертвое притворятся живым, то наоборот.

Его снимки, как едкий психоаналитик, изобличают инстинкты и природу желаний, темную сторону потребительских страстей.

Стилизованные насилие, смерть, эротизм и торжество фетишей переданы в работах Бурдена не многословной постановкой, а парой деталей, скомпонованных в духе сюрреализма. Его серия работ для рекламной кампании Charles Jourdan вызвала скандал (на одной из фотографий перед искореженной машиной видны пятна засохшей крови, и в меловом круге стоит туфелька этой марки). Но это был скандальный успех с продолжением — сотрудничество фотографа с этой компанией продолжалось с 1967 по 1981 год. Заказы сыпались на Ги Бурдена как золотой дождь: съемки для глянцевых журналов, рекламные кампании Chanel, Gianfranco Ferre, Issey Miyake, Gianni Versace, Claude Montana, Emanuel Ungaro шли одна за другой.

Правда, Бурден слыл в мире глянца черным гением, работать с которым было невероятно сложно.

Искусство в случае Бурдена требовало жертв, и жертвами становились модели, изнемогавшие от немыслимых поз или холода (фотографу был необходим убедительный синий оттенок кожи), и редакторы отделов моды — съемки тянулись неделями, срывая все издательские сроки.

Рядом с объектами желаний 1970-х — алыми туфлями, губами и диванами, выставлены фотографии молодого Бурдена, черно-белые, начала 1950-х годов. Фрагменты города и природы, обшарпанные стены и шероховатые камни, лучи солнца на воде и его блики на битом стекле, — в этих приметах простой жизни Бурден-художник проступает гораздо отчетливее. В ранних вещах красота, явленная простотой, срабатыает сильнее и искреннее эффектных постановок.

И в этом проблема современного зрителя, когда революционный жест автора, игры с парадоксами сюрреалистов, цветом и композицией не считываются из-за избыточного копирования его работ.

Бурдена так часто повторяли, что трудно осознать, насколько новаторскими были его снимки. Реклама Yves Saint Laurent или Agent Provacateur, глянцевый маскарад Дэвида Ляшапеля, клипы Мадонны, — все они вышли из фотографий Бурдена.



Источник: "Теория моды" № 12,








Рекомендованные материалы



Дада Уильяма Кляйна

Не умея обращаться с камерой, Кляйн фотографировал все подряд, с любого ракурса и не всегда глядя в объектив. В результате крупное зерно, отсутствие кадрирования, объект, не попадающий в фокус, стали его художественным методом.


Последнее прибежище

Часть фотографической элиты, обвиняя Парра в цинизме, была против того, чтобы его приняли в агентство — он, дескать, не уважает своих моделей и у него отсутствует гражданская позиция.