28.10.2005 | Архитектура
Бульвары в МанежеВ Москве открылся фестиваль "Зодчество"
При упоминании фестиваля «Зодчество» архитектурные критики обычно презрительно морщат нос, потому что принято любить другой фестиваль – рафинированную АРХ МОСКВУ. Оба эти мероприятия сложены из множества кусочков – стенды архитектурных мастерских, регионов, производителей стройматериалов, некоммерческие выставки. Вот только если у АРХ МОСКВЫ эти кусочки складываются в единую картину, то про «Зодчество» этого не скажешь. На АРХ МОСКВЕ связующим элементом экспозиции служит более-менее четкая кураторская концепция.
На «Зодчестве» все решается гораздо проще – заплатил деньги, арендовал стенд и показывай свое зодчество, а «цементирующим» элементом экспозиции обычно служит какой-нибудь кичевый объект. В позапрошлом году это была детская площадка с горкой-корабликом, на мачте которой висел плакат «Путин - наш президент», в этом году это «Бульвар в Манеже» - безвкусная ландшафтная композиция.
И тем не менее, на «Зодчество» идти стоит, ведь это единственная выставка, на которой можно увидеть то, что строится в российских регионах. Регионах, естественно, богатых - бедные особо не строят, да и денег на аренду квадратных метров в Манеже у них нет. Но зато новейшая архитектура крупных городов и нефтегазоносных регионов представлена более чем досконально.
Главный экспонат на всех стендах – это планшет с фотографией губернатора и мэра столицы области и республики и их ободряющим приветствием про славное прошлое, сносное настоящее и светлое будущее.
Ещё обязательно про динамизм и потенциал. А потом идет архитектура, много архитектуры – офисы, жилье, гостиницы, церкви, мечети, торговые центры, учебные здания, курорты… Президент Союза российских архитекторов Юрий Гнедовский искренне восхищался увиденным, сообщив собравшимся, что сразу и не понять, где возникли эти «значительные» и «красивые» постройки – в столице или в регионах.
В регионах по-прежнему наблюдаются остаточные явления историзма: элементы классического ордера, словно детали из каталога унифицированных деталей (по которому строили панельные дома) всепроникающи. Всеми этими колоннами, карнизами, портиками, сандриками по-прежнему принято «разбавлять» многие здания. Заказчик ведь это любит, поскольку привык к подобной архитектуре с детства.
И все же историзм отступает, все энергичней его теснит другой тренд – современная архитектура. Обычно это здания крайне угрожающего вида – удивительные пропорции (вернее, их отсутствие), много стекла и как бы современных материалов. Архитекторы выдают эти постройки за «хай-тек», а заказчики называют стилем «техно». Под этот же стандарт подгоняются при реконструкции и здания советского времени, прежде всего, безликие «коробки» 60-70-х годов.
На этом фоне самой качественной архитектурой оказывается так называемая инвесторская или коммерческая архитектура. Это офисы, торговые центры, автосалоны, зачастую собранные из типовых деталей.
Это не концептуальная и инновационная архитектура, это нормальные постройки с продуманной планировкой, и именно они более всего отвечают понятию "современное". И глядя на эти постройки, трудно не согласиться с Юрием Гнедовским, не отличающим постройки в Москве от зданий в регионах. Глобализация шагает по стране.
Многие городские новости 2017 года были связаны не столько с архитектурой, сколько с политикой, общественным мнением, большими деньгами и другими аспектами, которые неизбежно усложняют обсуждение собственно архитектурных достоинств того или иного проекта. Но на фоне общего ажиотажа вокруг массовой застройки, были и более спокойные и позитивные архитектурные новости.
Для Москвы 2014 год был не слишком богат на реализованные постройки, тем не менее, мы отобрали 10 проектов, завершенных в этом году. В списке постройки самых разных типологий - жилые дома и офисы, гостиница и стадион, новое строительство и реконструкция, небоскребы и жилье экономкласса.