Германия, Канада 2008 г.
18.02.2009 | Кино
Яппи в опасностиПо-настоящему страшно тут становится только дважды
Немолодая блондинка с красным жестяным кузовком растерянно крадется по хвойному лесу, вздрагивая от зычных криков «Делла!» где-то за кадром.
Делле (Ким Бэсингер) и страшно, и тоскливо: сегодня — ночь перед Рождеством, дома ее ждет не только поддатый грубый муж под елочкой, но и пара очаровательных блондинистых двойняшек. А тут в лесу на их маму охотится интернациональная группа маргинальной молодежи, для которой домохозяйка в резиновых сапогах — не только ненужный свидетель убийства, но и подходящий сексуальный объект.
В лесу бедная женщина оказалась после затяжной полосы невезения в личной жизни, и эта грустная прелюдия — главное в фильме.
Канонический триллер-сюжет «яппи в опасности» размазан здесь тонким слоем по манифесту феминисток среднего возраста. Дама-режиссер Сюзан Монтфорд полностью выговаривается за первые полчаса, пока живописует 33 несчастья угнетенной домохозяйки. Муж ругает за немытую посуду и неубранный хлам, в супермаркете негде припарковаться, официантки в кофейне намеренно путают имя несчастной и, наконец, самая дурная примета — встреча с однокурсницей в отделе косметики. Все медленно, депрессивно, по наклонной…
А по-настоящему страшно тут становится только дважды.
Во-первых, когда Бэсингер начинает выть «Почему ты оставил меня!», стоя в каком-то овраге (будь на этом месте блондинка помоложе, можно было подумать, что она оплакивает свой мозг). Во-вторых, когда посреди ельника вдруг раздается мрачнейшая «Day of the Lords» Joy Division, поклонниками которой вдруг оказывается шпана с пистолетом; когда милый лесной слэшер вдруг оскаливается социальной рекламой «Рок убивает», вздрогнет и самый закаленный.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.