03.02.2009 | Новости
Мультфильмы Рао Хейдметса8 февраля, в 14.00 в культурном центре "Актовый зал" программа "Мультфильмы по выходным" представляет ретроспективу эстонского режиссера Рао Хейдметса, на которую он специально приедет из Таллинна.
Рао Хейдметс - один из самых известных режиссеров в сегодняшней эстонской анимации, которая вообще в мире считается уникальной. Как и многие другие люди его профессии, он начал с того, что выучился на инженера и только потом стал снимать мультфильмы. Но уже первые его режиссерские опыты (дебютом была «Добрая тетя», сделанная в технике объемной перекладки) стали один за другим получать фестивальные призы. А два его фильма, снятые еще в советские времена, номинировались на «Нику» - трогательный кукольный «Жираф», снятый по сценарию и в оформлении Прийта Пярна (с которым Хейдметс очень много работал), и Noblesse Oblige («Положение обязывает») - страшноватая метафора светской жизни, где семейство манекенов на званом обеде погребено под горами горящего сена. Тот же самый Noblesse Oblige, кстати, на фестивале в Хиросиме 1992 года был включен в программу «Лучшее в мире».
Хейдметс снимал и детское кино, но мы в нашу программу включили только его самые известные и призовые авторские фильмы, ориентированные на взрослых. Его кино весьма эффектно, парадоксально и склонно к метафорическим иносказаниям (так, например, в фильме «Инстинкт», он очень остроумно, на примере детской игрушки, рассказывает о том, как бог и дьявол создали человека). Социальные мотивы для Хейдметса тоже очень важны: антитоталитарным духом полон фильм «Театр Папы Карло», где жестокий кукольный театр традиционно становится метафорой насилия (эта картина была в конкурсной программе Каннского фестиваля), режиссер снимает о консьюмеристском обществе, а последний фильм Хейдметса, снятый только прошлой осенью «Врожденные обязательства», - говорит о власти медиа и влиянии телевидения на умы. В этом фильме - весьма злой и актуальной сатире - он снимал живых актеров, соединяя технику пиксиляции с куклами и разнообразными компьютерными эффектами. Кстати, в ретроспективе Хейдметса будет и еще один анимационный фильм, где он снимал живых актеров - завораживающее черно-белое экспериментальное кино «Жилая комната», где сталкивается регламентирующая все старость и рвущееся на свободу детство - дед и маленькая внучка.
Прежде всего, Хейдметс, конечно, кукольник и большая часть его картин создана на таллиннской студии Nukufilm, но работает он весьма разнообразно, создал свою студию Rao Heidmetsa Filmistuudio, снимал детское полнометражное кино, и даже с помощью анимации делал весьма неожиданные сюжеты, например, «анимационную документалистику» - по материалам мемуаров рядовых эстонцев снял фильм «Биографии» о событиях в Эстонии середины прошлого века.
ДОБРАЯ ТЕТЯ / 1983
ЖИРАФ / 1986
ТЕАТР ПАПЫ КАРЛО / 1988
NOBLESSE OBLIGE / 1989
ЖИЛАЯ КОМНАТА / 1994
ENIGMATIC LOVER - ТАИНСТВЕННЫЙ ЛЮБОВНИК / 2003
ИНСТИНКТ / 2003
КОНКИСТАДОР / 2005
ЖЕМЧУЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК / 2006
ВРОЖДЕННЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / 2008
25 апреля » прошла церемония награждения победителей Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия – ХХ век», (лучшие из них мы публикуем в рубрике "Нешкольная история" ). В этом году конкурсу исполнилось 20 лет.
В Москве, в День российской анимации 8 апреля, были названы лауреаты V-й Национальной анимационной премии «Икар». Церемония, которая всегда посвящена какому-то из знаменитых мультфильмов прошлого в этом году прошла в стиле мультфильмов Бориса Степанцева о Малыше и Карлсоне. Вели мероприятие идеолог премии, кинокритик Сергей Капков (он был «человеком в телевизоре») и актриса Юлия Сулес в роли Фрекен Бок.