Галерея «Зураб», 5 июля - 3 августа 2008
01.02.2009 | Арт
Молодо-зеленоВыставка-интрига, обыгрывающая мотив «близких контактов третьей степени» и коммуникаций
Взрослому человеку вроде бы все в этом мире известно и практически все понятно. Другое дело молодежь - любой сюжет порождает у нее бурю смыслов, сомнений и рефлексий. Тем более молодежь творческая, которая не то что бы сомневается в установленном порядке жизни, а опровергает его с юношеским запалом и максимализмом. В рамках I Московской международной биеннале молодого искусства «Стой! Кто идет?», прошедшей в июле в Москве, можно было увидеть разные стратегии, разные варианты взаимоотношений с этим миром и не только. Проект «Сувениры Н.Л.О. Oslokino U.F.O.», показанный в галерее «Зураб» (Московский музей современного искусства), был посвящен как раз неземной теме - планетам и галактикам, ракетам и звездолетам, космонавтам, инопланетянам в частности и НЛО в целом.
Генератором идеи и куратором всей выставки стал Андрей Бартенев, чье имя - залог неизбывного и по-хорошему сумасшедшего праздника, где шелуха повседневной жизни всегда остается за бортом.
Если Бартенев собирает выставку, можете не сомневаться: после нее будет о чем вспомнить. Куратор не скрывал мотив, из которого выросла экспозиция: «Преподавание на мастер-классах и в академиях разных стран подтолкнуло меня к идее объединить моих студентов в рамках одного визуального проекта. Я предложил всем студентам общую тему: уфология, астрономия, современное искусство как наука о будущем». Если судить по соответствию проекта посылу всей биеннале, то совпадений в идеологии немного.
В галерее «Зураб» собрали действительно молодых, действительно экспериментаторов, проговаривающих свои мысли разными жанрами: видео и пространственными инсталляциями, перформансами, живописью и скульптурой (в том числе живописью действия и скульптурой действия); музыкой, автоматическим письмом и прочими стратегиями. Но в отличие от дюжины выставок, проходящих в рамках «Стой! Кто идет?», искать высказывания на злобу дня (по политической и социальной части) не стоит. Мирским проблемам общества потребления, труда и капитала тут предпочли иные миры, параллельные нашей реальности. Миры небесные, где нет места излишне дурному и агрессивному, где вопросам быта и бытования предпочитают неземные мелодии, галактический размах и жизнь с приключениями.
Эта выставка-интрига, обыгрывающая мотив «близких контактов третьей степени» и коммуникаций.
Какие они, эти марсиане и летающие тарелки? Как с ними общаться и можем ли мы расшифровать их послания? Художники попытались ответить на эти вопросы. Часто, следуя тропой научной фантастики, они демонстрировали и воплощения «чужих», и «сувениры», напоминающие о несостоявшихся встречах с НЛО: портреты инопланетян и даже инопланетную музыку. Бывший ассистент Нормана Фостера, швейцарец Флориан Граф в фотоколлажах превращал реальные пейзажи Шотландии и оборонительные постройки времен Второй мировой в инопланетные виды с зависшими в воздухе летающими тарелками. Саша Фролова демонстрировала объемный поп-артовский «Люболет» (Lovecraft) из латекса, помесь сплетенных сердец и внезапно подобревшего Ктулху. По гигантским фотопанно Бена Чарльза Эдвардса разгуливали девушки земные и неземные в фольге и с бластерами, а в видео Даши Марчик - сиамские космические близнецы с рыжими волосами. Гигантские слуховые Zvukopizdery, придуманные нашей художницей Кейтой, помогали ловить музыку небесных сфер...
Ситуация с формой и содержанием выставки не только весела, но и иронична: ведь в массовом сознании молодые художники и есть те самые «зеленые человечки».
Одни ищут с ними контакт, но никак не могут наладить коммуникацию, не просто говоря с ними на разных языках, но обитая в разных галактиках. Другие панически боятся их появления - что ждать от этих странных существ, наряжающихся в странные одежды и создающих не менее странные с позиций поп-культуры объекты. Это обычный зритель и искусством-то не назовет: вот портрет или пейзаж два на три метра (лучше, если маслом да по холсту) - это искусство. А скульптуры из латекса, видео с девочкамипомадами и фотографии с татуированной реинкарнацией травестииконы Дивайн - это все «зеленые человечки», инопланетяне, одним словом.
Творчество Межерицкого - странный феномен сознательной маргинальности. С поразительной настойчивостью он продолжал создавать работы, которые перестали идти в ногу со временем. Но и само время перестало идти в ногу с самим собой. Ведь как поется в песне группы «Буерак»: «90-е никуда не ушли».
Зангева родилась в Ботсване, получила степень бакалавра в области печатной графики в университете Родса и в 1997 переехала в Йоханесбург. Специализировавшаяся на литографии, она хотела создавать работы именно в этой технике, но не могла позволить себе студию и дорогостоящее оборудование, а образцы тканей можно было получить бесплатно.