Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

22.01.2009 | Новости

Мультфильмы Андрея Хржановского

25 января в 14.00 культурный центр "Актовый зал" в программе "Мультфильмы по выходным" представляет первую часть ретроспективы Андрея Хржановского. Он посвящен картинам режиссера с протестными, политическими обертонами, его так называемой, «гражданской лирике».

Хржановский дебютировал как режиссер в 1966 году, ему было 27 лет, и, пожалуй, не только по возрасту, но и по художническому складу его можно назвать настоящим шестидесятником. Его эстетические поиски лежали в русле открытий всего нонконформистского искусства тех лет – с той же протестностью, метафоризмом, иронией, соединенной с патетикой, и попыткой восстановить утраченную связь с мировым искусством. Хржановский был своим в кругах неофициального искусства и приглашал работать в своих фильмах авторов, которые были знаковыми фигурами для своего времени: сценариста Геннадия Шпаликова, художников Юло Соостера и Юрия Нолева-Соболева, композитора Альфреда Шнитке и Владимира Мартынова, актеров Сергея Юрского и Иннокентия Смоктуновского.

Первые фильмы Хржановского были притчами. Его саркастический «Жил-был Козявин», с которого мы и начнем наш показ, рассказывал о чиновнике, который по приказанию начальства найти некоего Сидорова, шел, словно машина, в направлении, указанном шефом, все прямо и вперед, через города, пустыни и моря. Он равнодушно прошибал стены и горы, разрушая и топча все на своем пути, пока, обойдя вокруг земного шара, не возвращался в свое учреждение, чтобы сказать, что Сидорова не нашел. Говорят, после этого фильма, советские физики стали называть прямолинейное равномерное движение «эффектом Козявина».

Аллегория тупого разрушителя Козявина с государственной машиной была настолько очевидной, что зрители не могли представить себе, как этот фильм могла пропустить цензура. Зато второй знаменитый фильм-притчу Хржановского «Стеклянная гармоника» цензура уже «заметила» и положила «на полку» на целые 20 лет. Фильм-аллегория о судьбе искусства (игра на стеклянной гармонике делала людей возвышенными и прекрасными, но власть убивала музыканта, и город становился скопищем уродов, до тех пор, пока через много лет туда не приходил новый музыкант со стеклянной гармоникой), весь был построен на превращении образов мировой живописи. Этого раньше почти не было в русской анимации (впрочем, элементы такого цитирования  были и у Хитрука, и в «Козявине»: чиновник разрушал мир, населенный деятелями искусства, взятыми со знаменитых портретов). В «Гармонике» заколдованные равнодушным «человеком в котелке» Магритта, уродливые хари средневекового искусства – Босха, Брейгеля, Арчимбольдо и страшилища Гойи, превращались в возвышенные лики с возрожденческих полотен Дюрера, Пинтуриккио и Эль Греко под музыку Шнитке, который всю эту изобразительную разность соединял с помощью музыкальной полистилистики.

Фильм «Шкаф» из сборника «Калейдоскоп-71», снятый, соответственно, в 1971-м году, уже вполне отражал советские политические заморозки после прежних надежд, эскапизм и уход бывших шестидесятников во «внутреннюю эмиграцию». В этом фильме человек, живший в просторной комнате, переезжает со всем своим скарбом в огромный шкаф, вешает на стену картину, изображающую вид из окна, и закрывает за собой дверь.

Последней в программе мы покажем получасовую картину «Школа изящных искусств. Пейзаж с можжевельником». Снятый в конце восьмидесятых Андреем Хржановским фильм по рисункам и живописи своего умершего товарища Юло Соостера, был неожиданным для отечественной анимации, даже после картин, которые Хржановский снимал по рисункам Пушкина. Дело в том, что знаменитый эстонец Соостер (один из главных героев московского нонконформистского искусства, разгромленный Хрущевым на знаменитой Манежной выставке и зарабатывавший вместе с Ильей Кабаковым рисунками в научно-популярных журналах) – тяготел к сюрреализму. И фильм Хржановского, соединивший живопись и графику Соостера с документами и натурными съемками, естественно последовал за причудливой фантазией художника.

ПРОГРАММА 

ЖИЛ-БЫЛ КОЗЯВИН / 1966 / 10 мин

сценаристы Геннадий Шпаликов, Лазарь Лагин, художник Николай Попов / Союзмультфильм

СТЕКЛЯННАЯ ГАРМОНИКА / 1968 / 20 мин 54 сек

сценарист Геннадий Шпаликов, художники Юрий Нолев-Соболев, Юло-Ильмар Соостер, композитор Альфред Шнитке / Союзмультфильм

КАЛЕЙДОСКОП-71 (выпуск 2). ШКАФ / 1971 / 5 мин

сценарист Роза Хуснутдинова, художник Валерий Угаров / Союзмультфильм

ШКОЛА ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ. ПЕЙЗАЖ С МОЖЖЕВЕЛЬНИКОМ / 1987 / 29 мин 23 сек

режиссеры Валерий Угаров, Андрей Хржановский, сценарист Андрей Хржановский, художник Валерий Угаров, по рисункам Юло Соостера, композитор Альфред Шнитке / Союзмультфильм 











Рекомендованные материалы


Стенгазета

20 лет конкурсу «Человек в истории. Россия – ХХ век»

25 апреля » прошла церемония награждения победителей Всероссийского конкурса исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия – ХХ век», (лучшие из них мы публикуем в рубрике "Нешкольная история" ). В этом году конкурсу исполнилось 20 лет.

Стенгазета
10.04.2019
Новости

Вручение премии «Икар»

В Москве, в День российской анимации 8 апреля, были названы лауреаты V-й Национальной анимационной премии «Икар». Церемония, которая всегда посвящена какому-то из знаменитых мультфильмов прошлого в этом году прошла в стиле мультфильмов Бориса Степанцева о Малыше и Карлсоне. Вели мероприятие идеолог премии, кинокритик Сергей Капков (он был «человеком в телевизоре») и актриса Юлия Сулес в роли Фрекен Бок.