Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

28.11.2008 | Кино

Америкосы жуют кокосы

вышли «Чужие», которые рекламируются авторами как «самое актуальное кино года» и фильм запрещенный в США Кондолизой Райс

Даже те, кто всерьез интересуется геополитикой, очевидно, не в курсе, что есть, оказывается, страна на Ближнем Востоке, в песках которой столкнулись лбами три силы: местные, наши и америкосы — иначе американцев в фильме не именуют.

Из-за чего они столкнулись, из фильма непонятно. Да и сил-то особых на экране нет. Вся страна состоит из деревни, пустыни и палаточного городка наших миротворцев. Местные, если не считать женщин и детей, представлены одним бородатым охранником-садистом. Однажды душной ночью он, впрочем, встретится и обнимется с другими вооруженными бородатыми. Про местных известно, что они всё назойливо минируют. Зачем — загадка. Никто ни с кем вроде бы не воюет. Непонятно и то, какого черта местные минируют, а наши миротворцы разминируют не дорогу, к примеру, а пустыню, где даже сайгаку делать нечего, а людям — тем более. Правда, однажды в пустыню непонятно зачем (и почему так далеко от деревни и мамы) заберется маленькая миленькая местная девочка. И тут же наступит на мину-ловушку. Этот эпизод позволит нам оценить самоотверженность и героизм простого русского лейтенанта, который спасет девочку ценой своей гибели.

Что до американцев, то это врачи. Пятеро. Они приехали произвести вакцинацию детей. Это они — те самые чужие. Имидж амери… — все-таки будем говорить «америкосов» — режиссер Юрий Грымов выстраивал, отталкиваясь от светлого образа наших.

Наши — православные, причем молятся и за америкосов, не ведающих, что творят. Истинные интернационалисты. Наши — героически-самоотверженные (см. выше). Наши — непротивленцы-всепрощенцы: плененный местными хирург терпеливо сносит сидение на цепи — и вообще Платон Каратаев. Почему, судя по фильму, местные боятся при этом именно наших, а не американцев, еще одна загадка.

Америкосы поначалу кажутся славными ребятами. Но впечатление обманчиво. Они омерзительны. Их бабы — отвратительные шлюхи. Их мужики вообще не мужики. Двое из троих — парочка уродливых… выразимся мягко — «геев», которые приводят в шок своими лобызаниями славного местного мальчугана, и не ведавшего о подобном разврате. А третий — бесплоден. Все они трусы: упомянутый третий не мешает охраннику-арабу насиловать свою жену, хотя араб в знак презрения оставил рядом с ним свой автомат. Вдобавок они жадные: говорят о благородстве своей миссии, но приехали только ради бабок. А еще подлые: не вызволяют из плена нашего хирурга, спасшего одного из них, а потом и губят его. А еще тупые, необразованные. А еще снобы-ксенофобы: считают местных дикарями, пытаются силой навязать арабским детишкам свои манеры (аплодируйте, если американка сыграла вам на аккордеоне!) и даже свои мерзкие праздники типа Хэллоуина. Фильм завершается цитатой из Буша-младшего, что Америка везде будет насаждать свой прогрессивный образ жизни.

Жаль, фильм в оригинале именуется Strangers. Грымов, вероятно, не знал, что Alien, другой перевод слова «чужой», ставший названием знаменитого космического монстра, символом античеловечности, — это еще и средневековое имя Дьявола. Впрочем, америкосы все равно предстают в фильме силой безусловно дьявольской.

В середине 1990-х, когда на роль плохих парней Голливуд избрал русских (продажных политиков и мафиози), автор этих строк написал статью «Антисоветское кино», вызвавшую дискуссию даже в среде нашей эмиграции. Мне казалось, что наши общественные организации должны бы обратиться к MPAA — американской киноассоциации — с просьбой не дискредитировать образ страны в непростой для нее период.

Но плохие русские парни появлялись только в кино развлекательном. И это были отдельные парни — не нация в целом. Теперь же у нас вышел не развлекательный, а этакий серьезный фильм, в котором все американцы объявлены нацией подлецов. Если бы в Америке сняли и выпустили на экраны подобный фильм про русских, наши официальные лица уровня Кондолизы Райс точно выступили бы с протестом. Впрочем, госпожа Райс о провинциальных комплексах режиссера Грымова вряд ли узнает.

Врачи-убийцы (спойлер!)

Режиссер Грымов словно бы боялся, что вывел американцев недостаточно плохими. И припас кое-что на самый финал. Вакцинация на самом деле была испытанием препарата на людях низшей расы.



Источник: Ведомости, №217 (2239) 17.11.2008,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
21.02.2022
Кино

Сцены супружеской жизни

Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.

Стенгазета
18.02.2022
Кино

«Превращение» в «Паразитов»

Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.