19.10.2005 | Колонка
Даешь сырьевую сверхдержаву!Владимир Путин дал европейцам понять, какое именно государство он намерен строить
Казалось бы, важнейшие события минувшей недели – а это и саммит Россия – ЕС, и новые репрессии в отношении Михаила Ходорковского, и ставшие известными намерения военного ведомства отменить значительную часть отсрочек от призыва – довольно трудно объединить некоей общей темой. И все-таки, на мой взгляд, тема эта существует.
Все, что происходило в минувшие дни, весьма определенно указывает на то, какое именно государство намерен строить Владимир Путин.
Похоже, что вопреки бесконечным декларациям о намерении «двинуть Россию в двадцать первый век», превратить ее в передовую державу, Кремль решил сконцентрировать усилия отнюдь не на попытке совершить технологический рывок. Ставка сделана на превращение России в сверхдержаву, но сырьевую.
Наша страна в скором времени должна стать едва ли не главным поставщиком энергоносителей в Европу — эта тема была по сути дела ключевой в ходе визита российского президента в Брюссель и Лондон.
Нельзя не признать, что российский президент старался быть аккуратным в своих оценках. Он постоянно напоминал, что экономическое сотрудничество России с европейскими государствами отнюдь не ограничивается поставками энергоносителей. Речь, мол, идет о совместных проектах в сфере высоких технологий. Однако определенности в путинских высказываниях на эту тему было не больше, чем когда по просьбе настырной журналистки он был вынужден высказываться об авангардной живописи.
А вот как только речь заходила о контрактах в области энергетики, тут президент был предельно конкретен: «Впервые мы приняли стратегическое для нас решение. Мы намерены увеличить свои поставки газа в Европу на 60 миллиардов кубометров в ближайшие годы. Контракты уже подписаны. Но самое главное в том, что мы согласились с тем, что некоторые западноевропейские фирмы станут участниками компаний, которые будут принимать участие в добыче газа на территории Российской Федерации. Мы вместе с ними будем строить трубу по дну Балтийского моря. Они, в свою очередь, пустили нас в компании, которые занимаются распределением газа и электричества на территории своих стран».
Путин с удовольствием констатировал, что треть потребляемых нефтепродуктов Европа получает из России, а также то, что газодобыча в Норвегии и Великобритании падает. Российский президент был явно посвящен в детали проекта строительства Североевропейского газопровода и станции хранения газа в Бельгии.
Если недавно все надежды на сохранение статуса великой державы Москва возлагала на ядерные силы (отсюда постоянные разговоры о неких невиданных боеголовках), то ныне идея превращения нашей страны в сырьевую сверхдержаву, судя по всему, все больше занимает умы кремлевских стратегов. Подозреваю, родилась эта идея из мысли Анатолия Чубайса о «либеральной империи». Но замах Чубайса был скромнее: благодаря поставкам энергии он собирался усиливать влияние России на постсоветском пространстве. Теперь амбиции совсем другие. Президент страны, чей ВВП лет через 10-15, даст Бог, достигнет ВВП Португалии, без тени самоиронии рассуждал в Лондоне о том, что, несмотря на свои успехи, Россия не будет задирать нос перед европейцами и что «мы также собираемся вести диалог с равных позиций с нашими партнерами и также собираемся искать компромиссы там, где считаем для себя возможным, имея в виду, что и наши европейские партнеры будут учитывать наши национальные интересы».
Одним словом, трепещите Закаев с Березовским, вас скоро на баррели поменяют. А другие враги России, вроде поляков и прибалтов, обречены на прозябание, так как энергопотоки пойдут в обход их территорий.
Собираясь строить энергоимперию, Кремль полностью проигнорировал мнение тех экономистов, которые не устают доказывать: делать сырьевой сектор основой экономики государства – прямой путь в лучшем случае к экономическому застою, а в худшем – к экономической катастрофе. Путина, главная цель которого – сохранение любой ценой стабильности режима, явно не пугают хрестоматийные примеры экономической деградации стран, опиравшихся на экспорт «сырья», даже когда таким «сырьем» было золото, как в Испании XVI века.
Главное — вертикаль
Подозреваю, идея сырьевой сверхдержавы так пришлась по сердцу Владимиру Путину прежде всего потому, что она соответствует его идеалу государства, пресловутой вертикали власти. Так уж получается, что везде в мире, кроме Восточной Азии, инновационные технологии легче приживаются в открытых демократических обществах, там, где вмешательство государства в экономику сведено к минимуму. А вот сырьевая империя только и может существовать при тотальном чиновном контроле над всеми областями жизни общества.
Как раз поэтому кремлевская команда никак не может остановиться в преследовании Михаила Ходорковского.
На этой неделе обыски и выемки документов проходили не только в банках и фирмах, связанных с ЮКОСом, но и в «Открытой России», просветительской организации, учрежденной Михаилом Ходорковским. И если банки атакуют, чтобы предъявить Ходорковскому новые обвинения, «Открытая Россия» явно оказалась под ударом потому, что пытается представить участникам своих мероприятий всю палитру взглядов по тому или иному вопросу. Мне, например, как-то довелось проводить семинар вместе с прокремлевским политологом Сергеем Марковым. Но в условиях «суверенной демократии» могут существовать только две точки зрения: путинская и неправильная.
Наконец сырьевая сверхдержава выдвигает принципиально иные требования к обеспечению безопасности. Очевидно, коль скоро государство строит свою стратегию на экспорте сырья, нет никакого смысла силой отнимать его богатства. Стало быть, внешняя агрессия России не грозит. Зато очень важно, чтобы кто-нибудь, обладающий силой внутри страны, не попытался присвоить себе несметные богатства. И в этой ситуации задача правителя заключается в том, чтобы всячески ублажать генералов. Чем Путин и занимается.
Только что начальник Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба Василий Смирнов сообщил, что военное ведомство намерено уже этой осенью отменить отсрочки для армии для юношей, чьи родители достигли пенсионного возраста и кто вынужден ухаживать за родственниками. Забрить лбы предполагается также аспирантам, представителям талантливой молодежи, тем, кто работает на предприятиях ВПК.
Еще недавно военные утверждали, что отмена отсрочек связана с уменьшением срока службы по призыву. Однако сократиться этот срок должен только в 2008 году, а отсрочки планируют отменить уже в 2006-м. Тому, кто строит сырьевую сверхдержаву, не стоит раздражать силовиков.
«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.
Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»