Великобритания, 2008
05.11.2008 | Кино
Ре-агент…...или меня зовут Бонд, просто Бонд
Почти одновременно со всем миром 6 ноября в России выходит 22-я серия официальной бондианы - «Квант милосердия» Марка Форстера. Никогда еще у фильмов про лучшего агента британской разведки МИ-6 не было столь больших и рискованных бюджетов – USD 225 000 000 млн. Значит, владельцы бренда «Бонд» верят в новый курс, тот иной путь, каким бондиана пошла два года назад в фильме «Казино “Рояль”». Вы удивитесь, но в новом фильме курс опять обновлен.
Именно так: не скорректирован, а изменен. Хотя «Квант милосердия» - название прежде не экранизированного рассказа отца-создателя агента 007 Яна Флеминга, сегодняшний Бонд не имеет отношения к классическому Бонду времен Флеминга и Шона Коннери.
Революционные изменения, произведенные в «Казино “Рояль”», заключались в следующем: Бонд, на роль которого позвали Дэниела Крейга, превратился из персонажа полупародийного, комиксового - в реалистического. С судьбой, переживаниями, сомнениями, психологическими проблемами - в том числе из-за несчастной любви. Бонд стал настолько живым, что у него - чего раньше не бывало - сочится кровь из ран. Веришь, что ему бывает больно, что его могут убить. К тому же в бондиане появились актуальные геополитические детали: в «Казино “Рояль”», например, упоминались теракты 11 сентября 2001-го. И в итоге идеологи сериала добились невероятного: агенту 007 стало можно сопереживать. Представить рядом с обновленным Бондом гиганта с железными зубами - комиксового персонажа из классической бондианы - или подлодки, заглатывающие другие подлодки, просто невозможно.
Публике изменения понравились: из всей бондианы фильм «Казино “Рояль”» добыл самую большую выручку. Казалось, в следующей серии продюсерам остается только ковать железо - пока горячо. Они и куют. Но трудно было ожидать, что они пойдут на еще более радикальные изменения имиджа героя. Во время просмотра невольно составляешь для себя список не девушек Бонда, как раньше, а метаморфоз, которые с ним происходят.
Впервые нет фирменной заставки с черным человечком в смокинге, который стреляет в зрителя, после чего экран окрашивается кровью. Эта заставка появится - но только перед финальными титрами. Тогда же, но не раньше впервые зазвучит фирменная музыкальная тема бондианы.
Впервые Бонд не произносит коронную фразу «Меня зовут Бонд. Джеймс Бонд».
Впервые главный герой не пьет «мартини-с-водкой-смешать-но-не-взбалтыв
Впервые в распоряжении Бонда нет хитрых, абсолютно фантастических, неожиданных для врагов технологических штучек, каковыми его прежде радовал талантливый изобретатель Q. Правда, у него есть неплохой iPhone - но кого этим нынче удивишь?
Впервые очередная серия бондианы является не то чтобы прямым, но всё же продолжением серии предыдущей. Прежде каждая была самостоятельной и законченной. Завершалась, как правило, романтической постельной сценой Бонда с его очередной девушкой, которая к следующей серии исчезала, словно ее никогда и не было. Но в «Кванте милосердия» постоянно звучат и имена девушки из «Казино “Рояль”», и имена тамошних злодеев. Что, кстати, может стать проблемой для тех, кто придет на этот фильм, не посмотрев предыдущий.
Впервые Бонд действует не по заданию сверху, а сам по себе, поскольку против него и продажное ЦРУ, и сама его верная начальница М, которая в какой-то момент засомневалась в его адекватности и теперь отрезает ему доступ к иностранным паспортам и кредитным карточкам. Впервые Бонд фактически выходит из-под контроля.
Впервые поступки Бонда продиктованы таким понятным человеческим чувством, как жажда мести: он мстит негодяям за всё ту же убитую в «Казино “Рояль”» светлую любовь.
Впервые в бондиане - никакой иронии. Если не считать некоторых телефонных разговоров 007 с его начальницей М. Из фильма окончательно ушли фирменные бондовские понтярство и пижонство. Ушла прежде свойственная Бонду легкость в действиях необыкновенная. Теперь работа Бонда - тяжелый кровавый труд. Обратите внимание на постер фильма. Не было раньше и такого постера. Пижонство лишь в том, что на герое и его новой напарнице - протокольные костюмы от супермодельеров. Но костюмы эти - запыленные от долгого странствия по пустыне. А герои выглядят не любовниками, как выглядели бы на прежних бондовских плакатах, а парой уставших, ожесточенных, лица в кровоподтеках, боевых товарищей, не способных от усталости радоваться даже тому, что все-таки выполнили свою миссию.
Принципиальный вопрос: зачем сказку, каковой являлась бондиана, делать былью? Напрашивается ответ: чтобы этот киносериал стал тем, чем раньше не был - реальным супербоевиком №1 мирового кинематографа. Отнюдь не пародийным.
Для этого требовалось сделать его частью не прошлого, а настоящего мира - его истории, страхов, политических проблем. Фильмом не для киноманов-папиков, а для всей аудитории. Некоторые из недавних лент про Бонда пытались пугать мир опасной Россией. Ну да, страшно. «Квант милосердия» пугает гораздо более опасной - и интересной публике - Америкой, которая, по фильму, заложит всех и вся ради собственных интересов. «Квант милосердия» - первый антиамериканский фильм в истории бондианы. В нем плохое ЦРУ пытается убить Бонда по заказу олигархов. В нем Бонд в разговоре с единственным нормальным сотрудником ЦРУ иронично восхищается тем, как США разводят и делят Южную Америку. «Вам ведь не нужен очередной марксист, который раздает природные богатства народу», - это прямо-таки гимн Бонда братьям Кастро и Уго Чавесу.
Но еще сильнее фильм пугает аудиторию тем, что даже США - всего лишь марионетка некой новой «масонской ложи», тайной организации олигархов из разных стран, про которую не знают ни ЦРУ, ни КГБ, ни даже бондовская МИ-6. Это - надмирная организация, в которой состоят и русский олигарх, владеющий шахтами в Сибири, и миллиардер из Израиля, и никому не ведомый, но сверхвлиятельный советник британского премьер-министра. Этот синдикат способен устроить переворот в любой стране и тут же обеспечить ее новому режиму признание десятков членов ООН.
Подобная надмирная ложа, которая ловко манипулировала КГБ и ЦРУ и пыталась ради своих благ стравить между собой две сверхдержавы 1960-х, действовала и в классической бондиане времен Шона Коннери. Но та организация - «Спектр» - выглядела пародийно. Нынешняя - «Квант» - .выглядит серьезной и основательной.
Бонд, таким образом, впервые становится реальным защитником интересов всех и каждого - от козней всемирной олигархии. Реальным спасителем мира. Обычно киногерои спасают мир в сюжетах фантастических. Но сюжет «Кванта милосердия» кажется вполне жизненным.
Увлекшись во время просмотра размышлениями о том, насколько новаторским оказался новый «Бонд», забываешь оценить, интересен ли «Квант милосердия» как собственно приключенческое кино. Выскажусь кратко: плюс фильма в том, что в нем есть как минимум три потрясающие боевые сцены. Первая: невероятная перестрелка с автопогоней идет без звука. Вторая: супердрака ради эмо-эффекта смонтирована со скачками на заполненной толпой площади итальянской Сиены. Третья: крутая разборка за кулисами оперы. Сражение параллельно с оперой - ход известный. Но никогда еще в фильмах уровня бондианы оперная постановка (тут - «Тоски») не выглядела столь увлекательно авангардной. Безусловный минус фильма - некоторая невнятность сюжета, особенно для тех, кто не смотрел «Казино “Рояль”».
Но сама по себе новизна последней серии бондианы будет интриговать вас сильнее логики сюжета. Уж точно вы до последних минут будете мучиться вопросом: а вдруг случится так, что в «Кванте милосердия» Бонд впервые не переспит со своей главной девушкой - той, которую изображает родственная всем нам Ольга Куриленко?
Желая сохранить связь с классической бондианой, «Квант милосердия» как минимум дважды цитирует прежние картины об агенте 007. Про надмирную тайную организацию «Квант», которая отчасти «Спектр» из бондианы 1960-х, мы уже сказали. Но отметим и сцену с красивой мертвой девушкой в бондовской постели, которую в назидание Бонду с ног до головы обливают некоей убийственной субстанцией. Но и тут заметно влияние времени. В старой бондиане девушку покрывали позолотой – что, конечно, ерунда какая-то. В новом фильме ее убивают, облив нефтью – как пирожное шоколадом. Так более актуально – ведь нынче нефть всему голова.
Начальница М (по телефону): И Бонд, будьте так любезны, не убивайте каждого потенциального свидетеля.
Бонд: Да, мэм, постараюсь (вешает трубку)
М (в пространство): Верится с трудом.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.