31.10.2008 | Анимация
Все больше, и больше, и большеВ Москве открывается фестиваль мультфильмов
Второй международный Большой фестиваль мультфильмов в Москве начинается в эту субботу, и название не обманывает: он действительно очень большой. Две с половиной недели, двенадцать площадок, больше восьмидесяти часов анимации -- тут есть из чего выбирать. И если бы не помощь Фонда культурных инициатив Михаила Прохорова, ставшего генеральным партнером фестиваля, такое изобилие вряд ли удалось организовать. Чтобы вас сориентировать в лавине мультфильмов, пройду по программным блокам (а их пятнадцать и вдобавок три выставки, посвященные анимации).
Откроется фестиваль в кинотеатре «Художественный» раритетом -- восстановленной копией самого старого из сохранившихся полнометражных фильмов. Это изысканная силуэтная сказка «Приключения принца Ахмеда», снятая по мотивам «1001 ночи» в 1926-м году в Германии легендарной Лоттой Райнигер. В «Художественном» же в первые пять дней фестиваля открыта выставка эскизов Райнигер, подготовленная Немецким культурным центром.
В первой половине фестиваля, традиционно совпадающей со школьными каникулами, будет показана большая часть детских фильмов. Это, во-первых, пять программ российских мультфильмов, снятых с конца 90-х годов и разделенных по возрастам. Первую из них, под названием «Маленькая Василиса», можно смотреть и дошкольникам, кстати, обратите в ней внимание на заглавный фильм -- эта чудесная сказка, которую сняла в прошлом году совсем молодая Дарина Шмидт из Петербурга, нарисована так, будто все в ней сшито из лоскутков. Призов этот фильм уже получил немало, как, впрочем, и большинство картин БФМ. Две программы -- «Звездная сказка» и «Как я ловил человечков» -- лучше смотреть школьникам лет с восьми. А еще две -- «Шерлок Холмс» и «Осторожно, двери открываются» -- подойдут детям-подросткам, ну и родителям они понравятся не меньше. В сущности, это программы для взрослых, только без сложных философских, эротических и абстрактных картин.
Программа «Премьеры» -- отечественные фильмы, снятые в этом году, тоже включает детские фильмы. А среди картин для взрослых, уже успевших получить множество призов за этот год, есть возможность увидеть три отличных фильма, снятых нашими соотечественниками за рубежом: «КJKG №5» Алексея Алексеева -- в Венгрии, «Фокус-покус» Анны Самойлович -- в Германии и «Администраторы» Романа Клочкова -- в Бельгии.
Пик зарубежной части фестиваля -- блок «Победители» из семи программ фильмов, в 2007 году взявших главные анимационные призы по всему миру. Одна из них -- «Солнечный день» -- тоже детская, лет с восьми. Среди взрослых есть и те, что рассчитаны на любителей серьезной и сложной артхаусной анимации, есть для любящих абсурд, есть жесткое экспериментальное кино и смешные анекдоты. Кстати, в "Победителях" можно будет увидеть всех номинантов на «Оскара» 2008 года (кроме разве что уже известного всем фильма Александра Петрова), а взявший приз Американской киноакадемии кукольный 35-минутный «Петя и волк» выделен в отдельный спецпоказ.
Программа «Имена», представляющая звезд мировой анимации, в этом году посвящена трем режиссерам. От России тут ретроспектива Федора Хитрука из двух программ; в первой -- любимые детские фильмы про Винни-Пуха, Бонифация и Топтыжку, а во второй -- знаменитые его притчи для взрослых «История одного преступления», «Человек в рамке», «Фильм, фильм, фильм» и так далее. От Франции -- программа тонких и стильных короткометражек Жана-Франсуа Лагиони, снятых в 60--70-х годах. А от Эстонии -- большая ретроспектива главной звезды эстонской культуры -- Прийта Пярна. Тут есть две программы его жестких и саркастических, склонных к абсурду фильмов. «Ночь морковок» (фильмы 90-х годов) можно смотреть только взрослым, а «Тайм-аут» (70--80-е годы) годится и подросткам. Главное в этом блоке -- мировая премьера нового фильма Прийта Пярна, снятого им вместе с женой Ольгой, -- 45-минутная «Жизнь без Габриэллы Ферри» -- чувственное кино, где эротика перемешана со шпионской и криминальной интригой.
Блок «Школы» примыкает к «Именам», поскольку начинается с программы «Ученики Хитрука». Понятно, что первые фильмы всех учеников нашего патриарха анимации за один раз показать невозможно -- Федор Савельевич выучил чуть ли не всех действующих сегодня режиссеров. Но десяток отличных фильмов там есть, включая курсовую работу Александра Петрова «Марафон», снятую им с Михаилом Тумелей и посвященную юбилею Диснея, и фильм «Гагарин» Алексея Харитиди, получивший в свое время «Золотую пальмовую ветвь» в Каннах. Две другие программы в блоке «Школы» -- это «Молодая корейская анимация», представляющая весьма неожиданное для европейского вкуса, но впечатляющее кино, и короткометражки одной из самых знаменитых французских киношкол «Гоблен» -- невероятно энергичные, веселые, яркие и большей частью похожие на анекдоты.
Блок «Фестивали» в этом году представляет крупнейший в мире Хиросимский фестиваль анимации с победителями 1998--2002 годов, среди которых целых три российских мультфильма, в частности снятый Константином Бронзитом во Франции уморительно смешной «На краю земли». А в блоке «Студии» главное место отдано российскому «Пилоту», которому в этом году исполнилось 20 лет. В пилотовской ретроспективе четыре программы, причем только одна из них взрослая -- сновидческая и абсурдистская подборка «Его жена курица», начинающаяся с фильмов Игоря Ковалева, эмигрировавшего в США соратника Татарского. Еще две программы можно смотреть и подросткам, причем в одной из них -- «Лифты и другие» -- есть мало кому известные, уникальные фильмы «Пилота», вроде двухминутного ролика «Путч», снятого всей студией за три дня в августе 1991-го. А четвертая -- «Чудеса» -- годится и детям от восьми лет. Юбилею «Пилота» посвящена и выставка, которая в дни фестиваля будет работать в выставочных залах «Проекта фабрика».
Еще в блоке «Студии» есть три очень разные и выразительные программы. Во-первых, короткометражки суперпопулярного американского «Пиксара», мастерски снимающего трехмерную компьютерную анимацию. Во-вторых, стильные философские фильмы португальской студии «Фильмографо», где работают в самых разных техниках. И программа «Новая белорусская анимация», составленная главным образом из забавных и лирических картин «Беларусьфильма», который сейчас переживает времена тяжелые, но все же не безнадежные.
Для специально интересующихся предлагаются: «Архив» (две любопытные программы: «Советские мультфильмы «с полки» 1939--1975» и «Советские антиимпериалистические мультфильмы 1940-х--1960-х годов»), и «Документальные фильмы» (здесь все так или иначе связанное с тем, что показывает фестиваль: лента о Лотте Райнигер с добавлением ее же короткометражек, картина об Александре Татарском, о пластилиновой анимации «Пилота», о белорусских аниматорах и др.). А из особенно интересных новых разделов -- блок «Техника», представляющий подборки фильмов и бесплатные мастер-классы для детей по всем известной пластилиновой анимации, а еще по редкой, импрессионистической технике сыпучих материалов, где картины рисуют песком, солью, кофе и вообще всем, что сыплется.
В блоке «Страна», посвященном плохо известной у нас анимации Венгрии, покажут целых четыре программы, где будут и полнометражные фильмы, и короткие, и те, что сделали первопроходцы государственной студии «Панонния» в 60-х годах, те, что получили множество мировых наград, включая «Золотую пальмовую ветвь» с «Оскаром», и те, что снимают молодые венгры сейчас.
В «Спецпрограмме», кроме традиционного сборника флеш-анимации русскоязычного Интернета, покажут, в частности, очень интересную подборку «Кафкиана» с изумительным, полным странностей и фантастических искажений фильмом японца Коджи Ямамура «Франц Кафка: «Сельский врач».
На закрытии фестиваля можно будет увидеть прелестный, сентиментальный и ироничный фильм «Сита поет блюз» -- полнометражную пародию на индийский эпос «Рамаяна», снятый американкой Ниной Пейли. Впрочем, это еще не конец шестнадцатидневного мультзабега. Финалом его будет вручение призов и показ лучших фильмов фестиваля, выбранных самими зрителями по результатам анкетирования на сеансах.
Подробное расписание БФМ вы можете посмотреть на сайте https://www.multfest.ru
«Рик и Морти» часто делает отсылки к популярному кино, и к четвертому сезону их становится только больше. Иногда создатели просто подмигивают зрителям, делая лишь отсылки-камео (например, монстры-фейсхаггеры в «Промортее» заимствованные, как и название эпизода, из «Прометея» Ридли Скотта ). Однако во многих сериях авторы умещают целые структуры из культовых фильмов.
Главные фестивали начала лета, не в силах больше обходиться без зрителей, начали делать первые шаги к выходу из карантина. Загребский Animafest в начале июня шел полностью «вживую», и пусть гостей было меньше обычного, восторг от «возвращения в нормальную жизнь» тех, кто смог добраться до Хорватии, с первого дня поднял градус фестиваля очень высоко.