Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

29.10.2008 | Экономика

Финансовый кризис – это хорошо?

Финансовая буря может стать отличной возможностью для скачка вперед

Вы знаете, чем бизнесмен отличается от животного? Во время шторма звери замирают на месте и стараются переждать непогоду. Настоящий предприниматель ведет себя с точностью до наоборот. Финансовая буря может стать отличной возможностью для скачка вперед – в нынешних условиях таковым может считаться даже не очень большое продвижение.

В конце сентября я побывал на Всемирном экономическом форуме в Тяньцзине, который в этот раз вполне мог называться антикризисным. Здесь собрались представители так называемых новых чемпионов – глобальных корпораций из развивающихся стран Азии, Европы и Америки и примкнувших к ним динамично развивающихся крупных и средних компаний, банков и инвестиционных фондов (о да, есть и такие!). Так вот, все эти люди радовались кризису. Ну хорошо, не все, но многие. Они пили шампанское, ели канапе из черного хлеба с луком и селедкой и обсуждали планы развития. В кулуарах заключались какие-то договоренности, кто-то кому-то обещал денег – в общем, жизнь не только продолжалась, но даже становилась в чем-то лучше, ярче и интересней. Общее мнение суммировал президент одной из ведущих китайских интернет-компаний Alibaba Джек Ма.

«Финансовый кризис – это хорошо, он приблизит финансовую сферу к реальной экономике», – заявил он во всеуслышание со сцены форума, и никто его не освистал, а многие даже потом подавали ему руку, я сам видел.

Все это чем-то напоминает финансовый кризис десятилетней давности, разоривший определенное количество олигархов и белых воротничков, но давший такой пинок под зад экономикам России, Китая и некоторых других стран Азии, что те до сих пор не могут остановиться.

На сей раз все будет более индивидуально, или, вернее, корпоративно – у целого ряда компаний есть возможность улучшить свое положение, чтобы встретить во всеоружии новый виток роста. Или кто-то из моих читателей полагает, что тьма на мировую экономику опустилась окончательно и бесповоротно? Можно по-разному оценивать вероятность наступления апокалипсиса, но вряд ли он пришел бы к нам в виде протухших ипотечных кредитов.

Вообще, способность смотреть за грань кризиса, думать уже сейчас о том, что будет потом, – одно из важных отличий чемпиона от вечно второго или вечно десятого. «Мы сейчас наращиваем инвестиции в производство, потому что, когда спад сменится ростом, людям нужны будут диски, и их не будет ни у кого, кроме нас», – говорит мне президент одной из крупнейших мировых компаний по производству носителей информации.

Кризис нивелирует разницу в стартовых возможностях, в такие времена ценится не мощь, а гибкость, не сила, а движение. В один день активы превращаются в обязательства, которые лишают экономических колоссов свободы маневра, да на глиняных ногах далеко не убежишь.

Понятно, что сегодня все упирается в финансы, компании стонут от потери доступа к дешевым кредитам, банки перестали верить приличным людям на слово, доверие потеряло ликвидность, а ликвидность – доверие. Но на самом деле сегодня в мире больше «бродячих денег», чем их было до кризиса: инвесторы выводят капиталы, но вкладывать их практически не во что. Я видел эти деньги на форуме, они прохаживались по залу, жевали бутерброд с колбасой и искали возможности для вложения. Если вы просто не бываете там, где бывают они, стоит ли винить в этом мировую финансовую систему?



Источник: CEO, 16.10.2008 ,








Рекомендованные материалы



Итоги года. Экономика.

Хакерам и шифропанкам удалось то, о чем никаким навальным и мечтать не приходится — никого не посадив и не расстреляв, выстроить прозрачную, устойчивую к воровству и коррупции систему. Систему, в которую в которую никто никого насильно не загоняет и для функционирования которой не нужно ничьей санкции.


Кудрин или Глазьев

Наиболее проработанных вариантов реформ по сути два – либеральный и дирижистский. С известной долей условности можно обозначить их, как «премьер Кудрин» и «премьер Глазьев». Оба претендента в конце 2015 года озвучили свои программные тезисы, которые имеет смысл рассматривать.