Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

22.10.2008 | Кино

Скажи мне правду, адмирал

Российское кино вернулось к советским идеологическим истокам. «Адмиралъ» – это тот же «Чапаев». Только наоборот.

Драма «Адмирал» (а точнее, «АдмиралЪ») Андрея Кравчука о последних годах и главной любви Верховного Правителя Российского государства Александра Васильевича Колчака выходит рекордным для России тиражом – более 1200 копий. Такие кинонашествия, в том числе из-за океана, не снятся даже лидеру европейского проката - Франции. Уже потому ясно, что «Адмирал» попадет в тот избранный ряд самых больших отечественных хитов нового века, в котором два «Дозора», «Турецкий гамбит», «9 рота», «Волкодав» и «Ирония судьбы-2». Удивительно, что за фильмом не стоит как продюсер Константин Эрнст. Ведь его соратники Анатолий Максимов и Джаник Файзиев – оба тут. Идеологические игры вокруг «Адмирала» начались уже сейчас.

ПРЕТЕНЗИИ И ИХ ОПРОВЕРЖЕНИЕ. Конечно, «Адмирала» можно и поругать. Например, поглядев на него с высоты рыночной колокольни. Бизнес-издание «Бюллетень кинопрокатчика» считает, что для мужчин в «Адмирале» маловато батальных сцен (но ведь есть несколько роскошных - особенно сражение скромного эсминца Колчака с немецким крейсером) и многовато мелодраматизма. Для женщин – наоборот: маловато собственно любви (да как мало? Мелодраматизм иногда зашкаливает!) и многовато оторванных конечностей.

По-моему, ругать «Адмирала» нелогично уже потому, что он – первый. У нас, учитывая разрыв традиций, молодой кинематограф. Был советский – потом пропасть в несколько лет – потом начал зарождаться российский. В этом российском всё постоянно вновь. Впервые сделана картина, которую можно отнести к мейнстриму универсального направления: рассчитанного на оба пола и все возрасты.

Почти все прежние новорусские кинохиты, кроме «Иронии судьбы-08», были фильмами жанровыми: триллерами, фэнтези etc. То есть предназначенными прежде всего для молодежи.

«АдмиралЪ» - драма. Это тоже жанр. Но в современном понимании, особенно голливудском и «оскаровском», это скорее синоним Истинного Искусства. Особенно когда драма, как в случае в «Адмиралом», развивается на историческом фоне, а баталии сочетаются с большой любовью.

«9 рота» - тоже редкая у нас драма. Но драма мужская, военная, почти без женщин – за весь женский пол в одной очень известной сцене отрабатывает героиня Ирины Рахмановой. Единственный российский родственник «Адмирала» - михалковский «Сибирский цирюльник». Но он снимался в иной системе координат, когда в России не было ни кинотеатров, ни проката, ни мастеров по компьютерным эффектам. Он был изначально рассчитан на оба рынка – наш и западный (голливудские звезды, настырный английский в диалогах). «Адмирал» - русское кино. Изготовленное для внутренней аудитории. Использующее мастерство новорожденных местных умельцев: компьютерных стыков в нем столько, что, по словам продюсера Анатолия Максимова, «Шрэк» отдыхает.

ФИЛЬМ КАК ТАКОВОЙ. Существуй голливудский «знак качества», родственный советскому, который некогда ставили на товары, «Адмирал» бы его непременно получил. Он, недвусмысленно напрашиваясь на сравнение с «Титаником», в начале и финале показывает главную героиню – любимую женщину Колчака Анну Тимиреву – в старости (Бондарчук-папа, которого изображает Бондарчук-сын, якобы хотел снять ее в «Войне и мире», поскольку таких аристократических лиц уже нет. Но чиновники не разрешили, ведь у нее за плечами 37 лет лагерей).

Он делает акцент на невероятном рыцарстве Колчака и всего русского офицерства – но одновременно, в соответствии уже не с голливудской, а с чеховско-булгаковско-михалковской традицией на том, что эти офицеры оставались на гулянках рубахами-парнями.

Он, что тоже голливудщина, показывает Колчака фартовым – адмирал никогда не отступает перед опасностью, поскольку не любит проигрывать – и именно поэтому выигрывает. И совсем уже чисто по-голливудски слегка (а иногда и не очень) приукрашивает правду в пользу главного героя. Немецкий крейсер «Фридрих Карл» и впрямь затонул, подорвавшись на колчаковских минах (именно Колчак, что не растолковывается в фильме, так расставил минные заграждения во время Первой мировой, что мощный германский флот оказался заблокирован в Балтийском море). Но не факт, что его подбил из палубной пушки, а потом и заманил в минную ловушку лично Колчак. О том, что у его незаконной жены Анны Тимиревой тоже, как и у него, был сын, рожденный в законном браке, уж тем более о том, что этот сын был расстрелян как враг народа в 1938-м, в фильме опять-таки ни слова. Ведь без этого сына любовь выглядит более чистой.

Ну да кино – что с него спрашивать?

Мелодрамы, говорите, мало? Да этой мелодрамы три ведра и бочонок впридачу! Но главное все-таки не мелодрама, а смысл: фильм о том, что существовали когда-то люди с высокой степенью ответственности.

ИДЕОЛОГИЯ. Что до взаимоотношений былых и красных, то в «Адмирале» - четкая смена минуса на плюс, соответствующая мышлению перестроечных 1980-х, но в кино еще не проявлявшаяся (разве что в более скромных по киноамбициям «Господах офицерах»).

Красная матросня – садистское быдло (правда, неясно, как она могла появиться изнутри фронтового морского братства Первой мировой). Дорвавшись до революционных штыков, матросня вырезает и расстреливает цвет русского морского офицерства – истинных профессионалов и патриотов.

Два эпизода из фильма являются полемическими перевертышами по отношению к эпизодам из классического кино советского.

Матросня топит офицеров со скалы, надев им на шею каменюги на веревках – так в «Мы из Кронштадта» сволочи-белые топили революционных матросов и даже юнг. Еще более впечатляющий эпизод – психическая атака каппелевцев. В «Чапаеве», во время своей первой легендарной киноатаки, каппелевцы чистенькие такие, пижоны, аристократическая распальцовка. В «Адмирале» каппелевцы затевают психическую атаку из необходимости - зимой, грязными, бородатыми, вшивыми, против пулеметов и орудий. Просто потому, что у них нет патронов. И берут, потеряв тьму своих, красные вражеские окопы.

В какой-то момент приходишь к зловредной мысли, что как Путин выстраивал вертикаль власти, так «Адмирал» выстраивает новую вертикаль истории. Откуда есть пошли мы. Новая – обратная - историческая линия «Адмирала»: не к Ленину с его лампочкой, а именно к Колчаку. Эмоциональный пик фильма: патриотическая клятва Колчака перед восторженным народом в 1918 году. Тут важно то, что Колчак православен – в фильме вообще крестятся сверхчасто. И то, что над головой толпы развеваются современные российские триколоры. Мы – оттуда! Впрочем, на обочине и один флаг американский: мы не противники Америки, мы – одной демократической крови.

Чтобы образ Колчака стал истинно идеальным, фильм игнорирует все «но» и «однако» по отношению к нему. Ничего не сказано о том, что сибирское крестьянство, если верить истории, не слишком любило режим Колчака (в частности, за карательные акции), и партизанские отряды часто формировались стихийно - отнюдь не под влиянием эмиссаров-комиссаров.

Ничего не сказано про то, что для формирования своей армии и ее вооружения Колчак использовал золотой запас России. Вероятно, создатели фильма решили, что денежный вопрос тоже затемнит светлый облик адмирала.

Ни слова и о том, что Колчак искал помощи у иностранцев. Что в 1917-18-м он где только ни побывал от США до Японии и Китая. В соответствии с современной российской идеологией, иностранец может быть только врагом. Сдают большевикам русского патриота Колчака (что, впрочем, историческая правда) французский генерал Жанен, сыгранный звездой Ришаром Боринже, да продажные чехи.

Впрочем, возможно, я придираюсь зря. Я уже когда-то ругал за нестыковки «Турецкий гамбит», но услышал от продюсеров, что нестыковки порождены сокращениями, и в полной версии фильма, предназначенной для ТВ, все будет в полном порядке.

В «Адмирале» из десяти смонтированных часов для показа в кинотеатрах вынужденно оставили меньше двух. Некоторые актеры и персонажи мелькают пока только в массовке: Лазарев-младший, Остроумова, Пегова. Где в кадре Барбара Брыльска, как сказал продюсер Максимов, знает только он. Анна Ковальчук, Егор Бероев, Олег Фомин появляются тоже нечасто. «Адмирал» - пока что «пьеса на двоих». Ну, на троих: компанию Хабенскому и Боярской иногда составляет Каппель-Безруков. Так что, возможно, в телеверсии «Адмирал» окажется более исторически сбалансированным.

ВОЗМОЖНЫЕ ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ СХВАТКИ ВОКРУГ «АДМИРАЛА». Я смотрел фильм на закрытом показе вместе с сотрудниками Генштаба. Меньше майора чинов не было. Реакция оказалась двойственной. Официальный представитель Генштаба, поблагодарив создателей фильма, сказал, что фигура Колчака – более противоречивая. У обычных майоров-полковников, подходивших на моих глазах к продюсеру Максимову, прежде всего офицеров морских, слезы стояли на глазах. Подобную реакцию вызывала только песня «Любэ» «Там за туманами»: Ждет Севастополь, ждет Камчатка, ждет Кpонштадт. Один из офицеров произнес (тут же убежав): «Россия умерла с уничтожением самодержавия!»

Некоторые заметят и то, что Николая II изображает в фильме не кто-то, а патриот Николай Бурляев.

Понятно, что продюсеры фильма не ответственны за то, что их работу начнут использовать в политцелях. И не ответственны за реакции на фильм. Но «Адмирал» явно породит игры и страсти.

Уже на прошлой неделе возникло письмо от некоего «Наследия адмирала Колчака» лично к Патриарху и русской православной церкви с целью… вы будете смеяться… «инициировать широкую дискуссию на тему влияния киноискусства на современное общество». За загадочной фразой, подозреваю, скрывается желание канонизировать Колчака.

Лично мне ближе Колчак, нежели Ленин. Я буду искренне рад, если идеологически активный «Адмирал» поспособствует тому, что напичканный восточными благовониями муляж тела первого вождя СССР наконец-то уберут из Мавзолея.

Но я искренне за то, чтобы нас оставили в покое. И чтобы Россия несколько лет прожила без новых знамен и икон, вытащенных из прошлого



Источник: Русский Newsweek, 06.10.2008,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
21.02.2022
Кино

Сцены супружеской жизни

Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.

Стенгазета
18.02.2022
Кино

«Превращение» в «Паразитов»

Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.