США
17.10.2008 | Кино
Кондолизин блюзФильм "На крючке" можно рассматривать как предвыборную атаку на партию республиканцев
Лидер последнего американского уикенда Eagle Eye, сделанный режиссером с изысканным именем D. J. Карузо, выходит у нас под странноватым названием «На крючке».
Поскольку сценарная идея принадлежит известному демократу Стивену Спилбергу, его можно рассматривать как предвыборную атаку на партию республиканцев.
«На крючке» — триллер из разряда параноидальных и поначалу кажется клоном «Матрицы». Объяснить происходящее можно лишь в том случае, если допустить единственно здравую версию: что персонажи (он и она — их изображают любимый Спилбергом Шиа Лабеф и Мишель Монаган) очутились внутри компьютерной игры или какого-то иного виртуального пространства. Вдобавок, как в «Матрице», персонажами директивно руководят по телефону — прыгай не размышляя с десятого этажа, у тебя всего четыре секунды.
Голос в трубке — женский. Сила же, которую он представляет, не женская и вообще жуткая.
Эта сила располагает всевидящим оком, способным наблюдать за персонажами в любой точке США. Она управляет всеми в стране мобильными телефонами, башенными кранами, электропоездами, самолетами-беспилотниками, служебными входами-выходами в аэропортах и даже городскими электронными табло, с помощью которых тоже дает подсказки, в какую дверь свернуть налево. Цели силы неведомы, но ясно, что она гонит персонажей, угрозами и шантажом, не просто так, а куда-то (а чтобы быстрее неслись, сажает им на хвост ФБР и армейскую разведку).
Постепенно, однако, догадываешься, что «На крючке» не просто триллер, а заковыристо политический. Причем концептуальный и радикальный: у нас — про себя — ничего подобного снять бы не решились. И что ближайший родственник фильма не «Матрица», а «Я, робот».
Один из поворотов футуристического «Я, робота» был в том, что супермозг, ответственный за безопасность человечества, устанавливал в мире полицейский режим: он делал вывод, что людей надо оберегать от них же самих. В «На крючке», где действие происходит вроде бы сегодня, сверхразум тоже начинает действовать самостоятельно и совершать преступления — и тоже во имя благой цели: защиты национальной безопасности (таким образом фильм развивает расхожие идеи американских демократов, что антитеррористические акции правительства по защите свободы и национальных интересов после 11 сентября обернулись против свободы).
Но это не все: сверхразум приходит к умозаключению совсем уже оригинальному, а фильм, формально оставаясь триллером с крутым экшном, превращается в сатиру.
Поскольку очередная контртеррористическая операция, которой руководил лично Президент, приводит к массовой гибели мирных афганцев и порождает ответную месть — убийства американцев по всему миру, мозг выстраивает логическую цепочку. Защита национальных интересов — это прежде всего защита американцев. Что стало причиной их убийств в разных странах? Авантюрные военные действия правительства. Значит, в интересах национальной безопасности надо защитить граждан Америки от их собственного правительства. А для этого необходимо уничтожить всю верхушку во главе с Президентом.
Фильм как личный подарок от Стивена Джорджу и Кондолизе. Ведь какое именно правительство имеется в виду, однозначно ясно.
Сами взорвали |
Уж после этого-то фильма ясно, кто взорвал башни-близнецы: сами и взорвали. Но не злыдни, которых науськали закулисные «масонские» силы, а сверхумные компьютеры, ответственные за национальную безопасность. Покумекали они между собой – и решили, что с точки зрения глобальной стратегии по защите национальных интересов так будет лучше. |
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.