12 октября. 21-00
12.10.2008 | Концерт
Поставки недовольствияСтюарт одержим теми же бесами, что и прежде
Калифорнийские экспериментаторы по части гитарно-шумовых ламентаций Xiu Xiu — Джейми Стюарт со товарищи уже приезжали в Россию. Это было в 2004 году, на пике их популярности, когда третий студийный альбом "Fabulous Muscles" на какое-то время поставил Xiu Xiu в авангард "независимых" и принес группе толпы поклонников. Теперь, когда ярлычок "инди-рок" стал скорее страшилкой, равнозначной унылому нытью, сличить подлинник с эпигонами можно будет и в Москве.
Xiu Xiu (для тех, кого не затронула та самая волна) — проект мизантропических кошмаров Джейми Стюарта, сына известного музыкального продюсера Майкла Стюарта, запустившего полвека назад в большой шоу-биз Билли Джоэла.
Фанаты Джейми верят, что все, о чем говорится в его лирике,— фрустрация, СПИД и пограничные состояния — правда, писанная кровью. В подтверждение обычно вспоминают самоубийство Майкла Стюарта, которое так потрясло его сына, что тот посвятил этому отдельную песню на альбоме "A Promise". Xiu Xiu с тех пор выпустили еще четыре диска, каждый из которых до отказа набит недовольством Джейми по миллиону поводов. Он жалуется на окружающих, курс Буша и собственную апатию.
Когда участников Xiu Xiu (Стюарт, Кэрали Макэлрой и Чес Смит) спрашивали насчет их вкусов в музыке, кино и литературе, Кэрали и Чес делились впечатлениями от "Планеты страха" Родригеса, рассказывали, как хорош "Янтарный компас" Филиппа Пулмана, что им близко из Radiohead, Burial и Леонарда Коэна. Стюарт же, встав в позу ворчливого нонконформиста, сообщил, что его любимое кино называется "Как жрать дерьмо и получать от него удовольствие", а личными достижениями года он считает посещение уролога и закрепившуюся наконец привычку игнорировать чужое мнение.
Манера раздражать слушателя, выбивая из-под него стул, вполне проявляется и в музыке Xiu Xiu.
Стюарт предъявляет свои обвинения мирозданию в виде покореженных электропоп-песен, сквозь которые проламываются рев эффект-процессоров, стук и перезвякивания самодельной перкуссии, атональный делириум и какофония малоупотребительных инструментов.
Это похоже на то, как если бы искусственный разум, впервые столкнувшись с FM-диапазоном, свел в один трек репертуар радио "Классика" и Maximum. Даже в коротеньких трехминутках Джейми не дает слуху привыкнуть к звуковому рисунку, наступает на горло собственному крику, срывается в паническое бормотание. Все это относится и к последнему альбому Xiu Xiu "Women as Lovers", который, вероятно, будет доминировать на концерте: Стюарт одержим теми же бесами, что и прежде.
Жаль только, что в отличие от домашнего тура на европейские выступления не распространяются трогательные промоакции, придуманные Xiu Xiu для фанатов. Принося в жертву мизантропию, Стюарт честно отвечает на бумажную почту, сочиняет для поклонников хайку и даже фотографируется на их одноразовые ломо-камеры; за отдельную плату можно обсудить даже сюжет съемки. Надо думать, у нас нашлось бы достаточно желающих заполучить карточку Джейми в местном антураже.
Песни челябинцев рассказывают о жизни провинциальных панков, откуда-то из центра России, зажатых между панельных домов под небом, задымленным заводами. Существуя в этих унылых урбанистических локациях, лирические герои не особо склонны тосковать по своей судьбе. Напротив, они “всегда молоды и вечно довольны”, лупят в дворовый футбол, носятся по улицам на великах и при первой возможности хватают рюкзаки, чтобы утопать в поход.
Якутская DIY-сцена, развивавшаяся изолированно от остального СНГ к настоящему моменту превратилась в нечто совершенно особенное. Первые же неряшливые риффы собрали раскисших вторничных посетителей в плотный комок, который бурлил без остановки до конца сета.