США, 2008 г.
06.10.2008 | Кино
ПроводыНапарники-пенсионеры Турок и Петушок служат в полиции вместе уже, в сумме, лет 100
Напарники-пенсионеры Турок (Роберт Де Ниро) и Петушок (Аль Пачино, которого для солидности в дубляже зовут по-английски, Рустер) служат в полиции вместе уже, в сумме, лет 100.
Кроме любви к закону и порядку, старичков объединяет и тайна — несколько лет назад Турок подкинул одному гаду «грязный» пистолет, и гада осудили. Но дело тут, в общем-то, не в этом — просто в городе появился неуловимый мститель, который расстреливает в упор всякую колоритную мразь и оставляет рядом бумажку с сонетом собственного сочинения. Искать симпатичного киллера как раз и поручают нашим героям.
Возвращения дуэта Де Ниро — Аль Пачино после «Схватки», все мы очень, очень ждали. Ура — история в точном соответствии с заезженной до пошлости максимой повторяется в виде комедии; непреднамеренной и оттого еще более трогательной.
«Право на убийство» начинается буквально с сиплой одышки и идет к финишу с гордой осанкой, но осторожно, стараясь не упасть и не сломать себе чего-нибудь. Детективные обстоятельства (мы уверенно подозреваем в мстителе Де Ниро, но так же подозреваем и наличие финального твиста) удерживаются вместе скорее, выразительными взглядами дуэта и спасительным голосом за кадром, чем аргументами сюжета и сообразительностью режиссера. Дедушки очень мило тужатся и перемигиваются, и жизнь тут теплится как раз в таких вот стариковских деталях: безукоризненных гримасах, непременных шуточках про импотенцию, диалогах типа «Что вы чувствуете, убивая невинных людей? — Со временем привыкаешь», поэзии (традиционно умученной в дубляже) и минутном, но ярком появлении Олега Тактарова, которого тут обзывают Иваном Грозным.
Цепочка нескончаемых, как ордена на красных подушечках, находок сценариста бодрит стылую кровь фильма — но, по большому счету, это хоть и достойные, но проводы на пенсию.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.