04.06.2008 | Общество / Путешествия
Конец прекрасной эпохи«Черт бы побрал эту Олимпиаду»
«Черт бы побрал эту Олимпиаду», — у моего знакомого американского бизнесмена в мае сорвалось два потенциальных контракта. Его клиенты просто не смогли выехать из Гонконга в Китай, чтобы посмотреть товар на фабрике. В апреле этого года китайские власти резко ужесточили правила выдачи въездных виз в Китай, что стало полной неожиданностью для большинства компаний, плотно работающих с Китаем, и поставило под угрозу отлаженные схемы ведения бизнеса в КНР.
Сегодня многие пытаются понять, сохранятся ли новые правила и после завершения Олимпиады, или в сентябре жизнь вернется в нормальное русло. От этого зависят долгосрочные стратегии развития крупных корпораций и личные планы мелких предпринимателей.
Режим визового неблагоприятствования
Ужесточение процедуры коснулось прежде всего туристических и деловых виз — теперь для их оформления требуется предоставить заметно большее количество документов, а рассмотрение заявок может занимать до двух месяцев. Отменены «мгновенные визы» на границе, которыми раньше пользовались для поездок в соседний с Гонконгом Шеньчжэнь, где находятся многие фабрики, производящие электронику.
Многоразовые визы также получить практически невозможно. Наконец, китайское консульство в Гонконге фактически прекратило выдачу виз нерезидентам города.
«Мне это обошлось в лишних 400 долларов США и две недели задержки с отправкой товара. Визы для моих партнеров пришлось делать в Москве, что также было непросто», — делится с корреспондентом «Эксперта» впечатлениями один из российских бизнесменов, постоянно проживающих в Гонконге. Другой знакомый был вынужден отложить важную деловую встречу на целый месяц.
Китайские власти сначала заявляли, что никаких изменений не произошло. Потом — что ужесточение правил находится в соответствии с международными стандартами. «Мы более тщательно относимся к процедуре рассмотрения заявок на визы», — заявил на пресс-конференции в Пекине официальный представитель МИД КНР Цинь Ган.
Понятно, что перед Олимпиадой в Китае хотят максимально дотошно знать, кто, почему, зачем и когда приезжает в КНР.
«Я понимаю, что китайцы не хотят видеть у себя правозащитников и прочих возмутителей спокойствия, но зачем портить жизнь всем остальным», — жалуется еще один бизнесмен, чей паспорт теперь практически не покидает пределы китайского консульства.
Возможный исход
Экономические последствия станут понятны спустя несколько месяцев, но первые оценки появляются уже сейчас. В апреле этого года число иностранных посетителей в Пекине сократилось на 5% по сравнению с апрелем прошлого года, а пассажиропоток из Гонконга и Макао — упал на 30%.
«Насколько я знаю, поставки в США и Европу задерживаются из-за невозможности экспертов по качеству приехать в Китай и провести соответствующую инспекцию», — рассказал «Эксперту» генеральный директор канадской Торговой палаты в Гонконге Эндрю Ворк.
Стоит учесть, что в последние два года иностранные компании, работающие в Китае, столкнулись с резким сокращением рентабельности — из-за роста издержек и укрепления юаня.
Так что дополнительные временные и материальные издержки могут стать достаточно серьезной проблемой, особенно для средних и мелких предприятий. «До последнего года почти все компании, работающие в Китае, были прибыльными, но, кажется, этот период подошел концу», — утверждает директор китайского офиса McKinzey Джонатан Воетзэл.
«Ситуация с визами может стать последней каплей, которая вынудит бизнесменов уйти из Китая во Вьетнам или искать другие возможности», — сказал в интервью «Эксперту» председатель американской Торговой палаты в Гонконге Ричард Вуйлстеке. По его словам, свободное движение людей было одним важных факторов успеха Китая в привлечении иностранных инвестиций. Тем компаниям, которые останутся, придется менять свою стратегию — нанимать больше людей в Китае или переводить часть персонала из Гонконга в Гуанчжоу и Шанхай.
«Сейчас многие рассматривают новые правила как временные и уже смирились с тем, что в 2008 году у них увеличатся издержки. Но на будущее придется менять стратегию работы в КНР», — поясняет г-н Вуйлстеке.
При этом многие наблюдатели полагают, что возвращения к прежней практике, во всяком случае в полном объеме, не будет. Китай больше не заинтересован во фронтальном притоке зарубежных инвестиций. Да и у иностранных компаний сегодня уже нет денег на эти цели. В Китай будут пускать только тех иностранцев, которые здесь сегодня нужны, и в тех количествах, которые отвечают китайским интересам. То есть именно так, как поступают в отношении китайцев на Западе.
Гонконг
«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.
Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»