Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

21.05.2008 | Кино

Знал бы прикуп

Фильм о чистом разврате

Традиционный Голливуд умудрился в 2008-м не породить еще ни одного блокбастера - фильма, собравшего в заокеанском прокате больше $100 млн. Необходимую сумму добыл только мультик про слоненка Хортона. Но 17 апреля у нас выходит лента, потенциально способная стать первым неанимационным блокбастером года, - авантюрная драма «Двадцать одно», сделанная Робертом Лукетичем, некогда снявшим хитроумную «Блондинку в законе» (только прикидывающуюся тугодумной романтической комедией). Фильм безусловно сделает звездой Джима Стёрджесса, уже заявившего о себе в мюзикле «Через Вселенную» на песни «Битлз». Заставит задаться вопросом: так ли уж хороша превозносимая за красоту (в том числе в картине «Двадцать одно») Кейт Босуорт? Увы, подтвердит репутацию Кевина Спейси как звезды угасающей. И, боюсь, вообще вызовет большие вопросы у думающих киноманов.

«Двадцать одно», как определяет официальный голливудский пресс-релиз, «это саспенс с элементами боевика, комедии и романтической мелодрамы, к тому же основанный на реальных событиях». Всё так. Добавим лишь то, что уже когда-то говорили: фильмы про мошенничества и большие ограбления можно считать отдельным авантюрным киножанром. В том числе потому, что они проповедуют иные моральные устои.

При всем американском уважении к частной собственности и Голливуд, и публика во всем мире сочувствуют удачливым суперворам: не старушек же на улице грабят, а тех, кто сам хорошо награбил: «Как украсть миллион», «Афера», «Афера Томаса Крауна», «Западня», не говоря уже о бесчисленных «Друзьях Оушена».

«Двадцать одно», как уже сказано, основано на действительной истории про группу студентов-математиков из Массачусетского технологического института, которая обула в 1990-е при игре в блек-джек, что по-нашему «очко», лучшие казино Лас-Вегаса. В основе фильма - бестселлер Бена Мезрича «Удар по казино. Реальная история шести студентов, обыгравших Лас-Вегас на миллионы долларов». У нас он тоже издавался и до сих пор доступен в книжных интернет-магазинах. Книга служит фанатам по всему миру основой для предъявления претензий фильму «Двадцать одно».

Мы тоже предъявим ему претензии, и, честно сказать, я до сих пор уверен, что претензии кинопроизведению (в случаях, если речь идет не об экранизациях сочинений Достоевского, Чехова, Стендаля или Марка Твена) лучше предъявлять, не читая первоисточника. Тогда это будет реальной критикой.

Главный вывод, который делаешь очень быстро: «Двадцать одно» не укладывается в жанр традиционных больших воровских комедий-драм.

Эта лента (про ребят, которые под руководством умелого педагога учатся запоминать вышедшие из игры карты и на этом основании просчитывают, именовать ли колоду «холодной» либо «горячей» - перспективной) является скорее не авантюрной комедией, а морализаторской драмой. Причем, что принципиально, драмой молодежной.

Это фильм не про ограбления, не про мошенничество, не про шулерство, не про игру даже, а про соблазн. «Лас-Вегас - город, где осуществляются мечты!» Именно с этой фразой, одной из тех, с помощью которых подкупают главного героя-студента, вовлекая его в игровой бизнес, фильм и полемизирует.

Фильм о чистом разврате. Работящий талантливый мальчик, столь одаренный в науках, особенно естественных, что его заранее, после Массачусетского технологического, приняли в Гарвард, не имеет денег на дальнейшее обучение. Это одна из серьезных причин, почему он втягивается в коллективную аферу с Лас-Вегасом и блек-джеком (но есть и другие серьезные: ему нравится девочка, которая в команде, и вдохновляет контакт с талантливым преподавателем математики, идеологом акции). Потом его начинают соблазнять уже сами по себе деньги и предоставляемые ими возможности.

В этот момент фильм изумляет режиссерскими находками. Мне особенно нравится эпизод, когда вокруг героя всё и вся суетится в сверхускоренном режиме, а он один, сидя за карточным столом, существует в режиме реального времени. Герой спокоен. Он всё просчитывает. Он - единственный тут трезвый и хладнокровный, как классический чекист, человек.

Но именно в этот момент фильм вдруг и начинает сдавать. Ну да, если фильм о соблазне, то во второй половине главный герой должен расплачиваться за житейские преимущества, полученные в начале. Любые произведения про дьявольский соблазн - про то, что и как дьявол потребует потом взамен. Все фильмы про шальные деньги сделаны на темы: деньги решают не всё - деньги портят - деньги не приносят счастья.

Короче: во второй половине «Двадцати одного» всё слишком предсказуемо. При этом, переходя к ругани, отмечу, что фильм всё равно приятен на вид, и на вопрос собственной дочери «как фильм?» я искренне ответил: «Хочешь киноразвлечься? Иди - и смотри».

Идея о разврате и соблазне, уничтожающих на корню самых лучших людей, во второй половине фильма зашкаливает. Герою по блату ставят зачеты (о том заботится сутенер - а как еще назвать препода-идеолога, принудившего своих студентов выигрывать в Лас-Вегасе?). Он с изумлением обнаруживает, что вынужден при авиаперелетах провозить в трусах сотни тысяч долларов наличными (а в Америке что, существует таможенный контроль внутри штатов?). Он зарабатывает за одну поездку в Лас-Вегас больше, чем за пять с лишним лет на подработке в магазине, что окончательно сносит ему «крышу». Представление о «слишком дорого», как говорится в фильме, исчезло - всё стало доступно: суперлюксы в гостиницах, костюмы от Армани, алкоголь, элитный стриптиз. Всё сразу и без усилий - даже будущий Гарвард. Зато потом герой начинает терять друзей. Перестав участвовать в сумасшедшем научном проекте, за который его экс-товарищи получают престижную премию, вылетает из него. Вообще перестает всерьез учиться. Почти теряет грядущий Гарвард. Невольно вспоминаешь советские фильмы про замечательных ребят, которых втянули в свой оборот мерзкие спекулянты-фарцовщики.

Главная претензия вот в чем: это фильм о черной магии, за которой - для просвещения и воспитания публики - следует чересчур неизбежное разоблачение.

Это разоблачение тоже вызывает вопросы и претензии. Как могли члены команды карточных гениев играть в одном и том же казино (обувая его), облегчая вероятность себя распознать? Как могли - из тех же соображений - селиться в одном номере? Неужто сложно проследить их и вычислить? Как могли менять ID, не меняя внешности, - и это под глазом видеокамер наблюдения, которые во всех казино давным-давно? Как могли позволять себе сидеть, не привлекая внимания спецслужб казино, за одним карточным столом?

Общие итоги фильма вызывают еще больше вопросов. А почему, собственно, герои боятся разоблачения? Почему столь робко следуют за охранниками казино, когда те их вычислили, зная, что их изобьют? Потому что охранники - представители мафии? Так не проще ли устроить прилюдный скандал и не нарываться на избиение? В чем нарушение закона? Считать карты никто не запрещает. Один из прототипов героев фильма, Джефф Ма, не имеет права играть в блек-джек в большинстве казино Лас-Вегаса. А почему, собственно? Где демократия? Любая карточная игра хороша для людей с математическими способностями. Запретите считать выбывшие карты при игре в дурака - притом что в него проводятся даже чемпионаты, и тоже на деньги! Запретите просчитывать ходы в шахматах - ёлы-палы! В чем тогда смысл игры?

И две претензии напоследок.

По ходу фильма непонятно, как герои просчитывают возможность выигрыша, - это снижает градус сопереживания. И еще: создатели фильма якобы опасались того, что им не удастся снимать его в реальных казино Лас-Вегаса. И вроде бы изумились, что казино съемку разрешили. Так ведь понятно почему.

Голос продюсера: «Но мы вскоре убедились, что казино сюжет фильма понравился тем, что заставляет людей поверить, будто обыграть эту систему просто. А следовательно, привлекает людей в казино».

Фильм - про соблазн. Но и сам он - тоже соблазн. Я бы его официально запретил. Так в советские времена был запрещен фильм «Крамер против Крамера». Он, конечно, был про эгоизм американцев при разводе. Но демонстрировал такой нью-йоркский квартирный быт, что советское киночеловечество решили уберечь от соблазна.



Источник: Русский Newseek, № 16 (190), 14 - 20 апреля ,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
21.02.2022
Кино

Сцены супружеской жизни

Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.

Стенгазета
18.02.2022
Кино

«Превращение» в «Паразитов»

Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.