Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

28.04.2008 | Колонка / Общество

Народ способ найдет

Министерство обороны готовится к неравному бою с демографией

Вопреки победным рапортам о полном успехе в деле перехода на один год службы по призыву, Министерство обороны готовится к неравному бою с демографией. Преимущество на стороне противника. В следующем году надо призвать под знамена около 500 тысяч юношей. При том что 18 лет исполнится только 840 тысячам парней. А вузы готовы предоставить им около 300 тысяч мест и, следовательно, отсрочек. 25-30 процентов призывников ежегодно получает отсрочки по здоровью, и нет оснований полагать, что в будущем году количество немощных уменьшится. Медведев встанет перед выбором — либо отменить отсрочки и погнать студентов в армию, либо изменить систему комплектования Вооруженных сил. Впрочем, есть еще один путь, вполне в духе путинской системы власти, — втихаря уменьшить численность призывников, однако и здесь существуют пределы. Но даже если каким-то чудом Минобороны удастся проскочить 2009 год, то будущее вполне печально: в 2010 году в стране будет всего 746 тысяч 18-летних юношей, а в 2011 — всего 648 тысяч.

Посему военные решили скрести по сусекам — решено ликвидировать военные кафедры в 160 вузах, в результате чего служить рядовыми должны пойти выпускники институтов и университетов.

Начальник Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба полагает, что в недалеком будущем каждый четвертый солдат-срочник будет с высшим образованием. Но это позволит призвать лишь чуть больше 100 тысяч. И то только через четыре года. А рекруты нужны в ближайшие годы.

Поэтому Минобороны нацелилось на тех, кто не без успеха годами бегает от военкомов. Это не только так называемые уклонисты — те, кто, получив повестку, не приходит на медицинское освидетельствование (таких насчитывается около 11 тысяч). Но есть еще и те, кому никак не удается эту самую повестку вручить. Этих отлавливает милиция. А чтобы облегчить стражам порядка отлов рекрутов, Дума приняла во втором чтении поправки в закон «О воинской обязанности и военной службе». Они требуют, чтобы всякий призывник (то есть гражданин в возрасте от 18 до 27 лет), покидающий свой населенный пункт на срок больше двух недель, во-первых, доложил в военкомат о своем намерении, а потом зарегистрировался по месту прибытия. Тот, кто хоть раз наблюдал организацию деятельности военкоматов, легко сообразит, к чему приведет попытка граждан выполнить это требование. Разумеется, цель здесь совершенно другая — дать законное основание для милицейских облав на уклонистов. Не зарегистрировался — притащим в военкомат насильно.

Но и это не все: Минобороны решило прикрыть такую лазейку, как пребывание призывников за границей. Действующий закон, возмущается один из руководителей Главного организационно-мобилизационного управления Генштаба генерал Владимир Константинов, позволяет подлежащим призыву гражданам не вставать на воинский учет. Безобразие, конечно. Самое время создать российские военкоматы на Украине, в Белоруссии и Казахстане — там, по данным генерала, обретается никак не меньше потенциальных рекрутов. А дальше, чего мелочиться, надо образовать оксфордский и сорбоннский военные комиссариаты.

Идей у чиновников военного ведомства так много, что они намерены заменить вышеупомянутый закон о «О воинской обязанности и военной службе» двумя другими.

Один будет целиком посвящен воинской обязанности — он должен навсегда узаконить призывное рабство. Другой — военной службе. Он устанавливает порядок осуществления крепостного права в российской армии.

На самом деле, военным чиновникам не стоит останавливаться. Мировой и отечественный опыт знает немало и более радикальных средств по комплектованию Вооруженных сил. Достаточно вспомнить о римской империи периода упадка, где тех, кто должен был служить в легионах, заранее клеймили. Империю, как мы знаем, это не спасло.

Рассказывают, что в глубоко советские времена в одном из автомобильных НИИ существовала полусекретная лаборатория. Ее сотрудники упорно изобретали некое устройство, которое не позволяло бы водителям государственных машин сливать бензин. Каждое изобретение опробовалось на ушлом шофере дяде Васе, который, как правило, легко вырубал контрольное устройство. Но однажды придумалось нечто, что дядя Вася обойти не смог. Шофер сначала всерьез обиделся, потом изрек: «Ничо, вас вон шесть человек, а нас — миллионы. Найдем лазейку».

За триста лет противостояния призывной кабале русский человек (когда не шла речь о защите Отечества) научился обходить куда более зверские законы. Если власти законодательно перекроют возможности пользоваться отсрочками, начнется массовая эмиграция. Одни отправятся в Британию, другие — на Украину. Нет никакого сомнения, что трудности с комплектованием Вооруженных сил будут продолжаться до тех пор, пока российская армия будет оставаться тем феодальным институтом, каким она является сегодня.



Источник: "Ежедневный журнал", 23.04.2008,








Рекомендованные материалы



Шаги командора

«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.


Полицейская идиллия

Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»