14.04.2008 | Театр
Столпы и новаторыВ Солониках состоялось вручение премии «Европа -- театру»
Премия «Европа -- театру», осененная патронатом Европейского союза вручается уже почти двадцать лет и традиционно считается самой престижной театральной наградой Европы. Поскольку призами этими награждают не за конкретные спектакли, а «по совокупности заслуг», то у международного жюри есть возможность выбрать на «большой» приз тех деятелей театра, которые уже давно признаны столпами сценического искусства, а на приз «экспериментальный», называющийся «Новая театральная реальность», -- режиссеров, которых в Европе числят самыми модными и новаторами. И теперь внушительный список лауреатов работает на репутацию этой награды больше, чем что-нибудь еще: Ариана Мнушкина, Питер Брук, Джорджо Стрелер, Лука Ронкони, Роберт Уилсон, Пина Бауш, Хайнер Мюллер, Кристоф Марталер, Жозеф Надж -- имена впечатляют. Из отечественных режиссеров европейскую награду получали только двое: Лев Додин -- «большой» приз, и Анатолий Васильев -- «Новую театральную реальность» (он стал первым режиссером, с которого началось вручение «экспериментальной» награды). Есть еще двое «новаторов», которых мы считаем тоже в какой-то мере своими -- литовец Оскарас Коршуновас и латыш Алвис Херманис, получивший приз в прошлом году.
Репутация весомой и серьезной премии поддерживается еще и тем, что вручение «Европы -- театру» не сопровождается никаким шоу, интригой с разрыванием конвертов и т.д. Имена лауреатов всегда называются заранее,
а мини-фестиваль, сопровождающий награждение, -- это не красные ковровые дорожки и стрекот камер, а рабочие конференции, встречи, обсуждения, свежие постановки нынешних и прошлых лауреатов, а также фрагменты из тех спектаклей, которые сейчас еще находятся в работе, так называемые work in progress.
И все же, несмотря на всю свою солидность, существование «Европа -- театру» ведет весьма тревожное и непрочное. Довольно долго ее вручали в Италии, в сицилийском курортном городке Таормина при серьезной поддержке одного из местных культурных фондов. Потом внезапно эта поддержка прервалась -- отчего, точно неизвестно, но никто не удивляется, вспоминая про то, как мэр Таормины на одной из церемоний вручения сказал, что у него два главных приоритета: ставка на культуру и борьба с мафией. Года четыре европейский театральный приз не вручался вовсе. Три года назад удалось его возродить сначала в Турине (тут повезло с Олимпиадой, в чью культурную программу премия удачно вписалась), а с прошлого года -- в Греции, в курортном городе Салоники, взявшемся финансово и организационно поддержать престижную награду.
Тем временем лауреатов год от года становится все больше.
Сначала был только «большой» приз, через пару лет к нему присоединился «новаторский», позже «малую» премию уже получали двое. А в этом году, на 12-й по счету церемонии кроме главного лауреата, француза Патриса Шеро, «новаторскую» награду получат еще трое: немецкий хореограф Саша Вальц, польский режиссер Кшиштоф Варликовски и документальный немецкий театр «Римини Протокол». Плюс «специальное упоминание», которого удостоился белорусский Свободный театр, вероятнее всего, из политических соображений.
В программе нынешнего премиального мини-фестиваля, который начался 10 апреля, спектакль театра «Римини Протокол» в постановке Штефана Кеги «Мнемопарк» -- документальное и ностальгическое представление о старости, которое давно мечтает привезти в Москву фестиваль NET. Варликовски, как ни странно представит свой старый, весьма жесткий спектакль по Саре Кейн «Очищенные», который лет пять назад приезжал в Питер на фестиваль Союза театров Европы. Шеро сам сыграет аж в двух постановках, одна из которых, моноспектакль под названием «Кома», поставлена специально к вручению премии. Будут, конечно, и спектакли Свободного театра, а еще из того, что может заинтересовать наших любителей театра, будет work in progress Оскараса Коршуноваса -- сейчас в своем вильнюсском театре он ставит «Гамлета».
Софья Толстая в спектакле - уставшая и потерянная женщина, поглощенная тенью славы своего мужа. Они живут с Львом в одном доме, однако она скучает по мужу, будто он уже где-то далеко. Великий Толстой ни разу не появляется и на сцене - мы слышим только его голос.
Вы садитесь в машину времени и переноситесь на окраину Екатеринбурга под конец прошлого тысячелетия. Атмосфера угрюмой периферии города, когда в стране раздрай (да и в головах людей тоже), а на календаре конец 90-х годов передается и за счет вида артистов: кожаные куртки, шапки-формовки, свитера, как у Бодрова, и обстановки в квартире-библиотеке-троллейбусе, и синтового саундтрека от дуэта Stolen loops.