Франция
09.04.2008 | Кино
На все 99Антирекламный хит Фредерика Бегбедера «99 франков» наконец-то дождался своей экранизации
Первая экранизация очень модного - в том числе и у нас - романа французского охальника Фредерика Бегбедера «99 франков» появился на прилавках-экранах наших кинотеатров 14 февраля. Возникнут ли другие киноверсии сочинений Бегбедера, предугадать сложно, поскольку все они, на мой личный вкус, примерно на одно лицо - этакие дневники социального левака, недополучившего свое, но не стыдящегося своих фантазий эротомана. Это лицо отражено в экранизации «99 франков» максимально впрямую. Актер Жан Дюжарден, исполняющий главную роль креативщика рекламного агентства, недвусмысленно напоминает прекрасного Бегбедера лицом, фигурой, душой, мыслями и даже выставленным напоказ гоголевским носом.
Дополнительным обстоятельством, заочно привлекшим к экранизации «99 франков» (наряду с бегбедеровщиной), было то, что режиссером стал Ян Кунен. Тот самый малый, который ровно 10 лет назад изобрел «Добермана» - самый отвязный постмодернистский боевик в стиле даже не «пост-Тарантино», а «вот-как-нормальненько-мы-можем-уделать-старика-Тарантино-работая-в-старожопой-Европе».
После «Добермана» от Кунена ожидали исключительно откровений, причем быстрых, но он некоммерчески замолчал, долго-долго готовя следующий фильм «Блюберри». Увидеть эту ленту хотелось очень. Ведь Кунен пообещал не что-нибудь, а вестерн - самый мужской из киножанров с самыми выверенными канонами. После «Добермана» многие ценители верили, что вестерн от Кунена окажется таким лихим, что лише не бывает. Что режиссер-европеец научит американцев, как взаимодействовать с жанром вестерна на современном этапе, как уже научил их однажды - на этапе 1960-х - другой европеец Серджио Леоне. Но фильм оказался до странности небоевым и вообще медитативным. Таким, словно бы Кунен снимал его, обкурившись. Этакой кастанедовщиной. (Черт, что-то меня понесло на отфамильные обобщения - прямо-таки матерая киноведщина советских времен получается!) В финале зрители вообще видели не изображение, а исцарапанную засвеченную пленку. Фильм провалился во всех прокатах. Зато Кунен подтвердил свою репутацию режиссера истинно независимого, не желающего продаваться ни публике, ни продюсерам, ни прокатчикам - никому. Стремящегося делать лишь то, что ему хочется.
И вот вам его версия бегбедеровских «99 франков». Что сказать с ходу? По крайней мере это адекватная экранизация. Если иногда и не соответствует сюжету романа, то близка его духу.
Кстати, экранизация честна еще и формально: поскольку роман антирекламный, то это редчайший в современной мировой бизнес-ситуации фильм, в котором начисто отсутствует реклама скрытая - так называемый продакт плейсмент, за счет которого сегодня окупается немалая часть кинобюджетов.
Экранизация «99 франков», что уже плюс фильму, напоминает не киноверсию «Дьявол носит Prada» (всё-таки чересчур голливудскую), а скорее экранную переделку «Американского психопата». Здесь никого вроде бы не режут на части, но во время просмотра непрерывно предчувствуешь, что вот-вот кого-нибудь зарежут. Тем более что, как и в «Американском психопате», человек в этом фильме - ничто. И вообще, извините за морализм (не я же утверждаю - это из фильма), всё живое - ничто. Значимо только мертвое, придуманное, надетое - обувка, обшивка, накидка, прикиды. Значима ширма. Как и в «Американском психопате», тут обращают внимание не на то, кто есть кто, а на то, кто в чем был - в одеждах каких брэндов.
Идею о том, что мы не мы и ведем себя как ролевые модели, которые обустраивают себя по облику и подобию других - рекламных ролевых - моделей, что в мире не остается настоящего, что всё кругом - сплошной повтор и копирование, в фильме лучше всего отражает музыка. Вроде бы она оригинальная, но в нее постоянно вторгаются знакомые мотивы - то Эннио Морриконе из уже упомянутых фильмов Серджио Леоне, то еще из кого-то, заигранного и заслушанного. Копии, копии, копии. Мы копируем и копируем.
Реклама же, если верить «99 франкам», превращается в совсем уже параллельный мир, совсем уже абсурдный, несуществующий, несусветный, сюрреалистический - и заставляет именно этот безумный (повторить три раза) мир считать единственно реальным.
Не то! Опять не то! Фильм небанальный, но, анализируя его, поневоле сводишь всё к набору нравственных банальностей. Пожалуй, перестану говорить о главном в фильме, а скажу о частностях, которые истинно забавны.
Забавно двойное гостевое появление Бегбедера - в ролях тусовщика на пьяной элитной вечеринке, тискающего полураздетую даму в туалете, и свихнувшегося стюарда авиалайнера. Кстати, в фильме (что заметить сложнее) есть и гостевое появление режиссера Яна Кунена - он тот самый лысый добродушный псих в психушке, к которому главный герой будет обращаться в финале.
Забавно, что зритель в какой-то момент оказывается в роли участника тест-просмотра якобы незавершенной версии фильма, которому предлагается выбрать тот из двух финалов, который больше по душе.
Забавно, что реклама йогурта, которую обязаны сделать герои фильма (что за йогурт - несложно догадаться по его слегка измененному названию), соседствует в итоге на уличных стендах с рекламой какого-то другого товара, лицом которого выбран Че Гевара, тоже ставший мощным рекламным брэндом.
Замечателен эпизод, когда герой пытается объяснить своей пассии в ресторане, почему не готов к ее беременности - монолог подхватывают друг у друга мужчины разных рас, возрастов и телосложений.
Удивителен кусок, когда наглотавшиеся какой-то наркодряни персонажи становятся мультяшными и в таком анимационном виде устраивают автомобильную гонку по чему-то вроде города Канна, давя правых и виноватых направо и налево (глюк ли это или правда - понять невозможно).
А если все-таки об общем, то двумя наиболее существенными выводами фильма кажутся такие (слишком, опять же, морализаторский вывод фильма о том, что выхода нет, комментировать не станем).
Первый. Фильм даже не о гадости рекламы. Он о том, что любой человек, который делает бизнес, нас обязательно и осознанно обманывает. Любой бизнесмен - врет.
Второй. Зажравшееся западное общество (наше зажрется вскоре) без подобного вранья уже и не выживет. Отмени завтра рекламу - люди умрут с голоду, поскольку не будут знать, какой именно продукт предпочесть в супермаркете.
Весь мир - большой супермаркет (вычеркнуто автором, так как это - морализаторство; зачем-то оставлено редактором).
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.