Россия
28.03.2008 | Кино
Новогодний дозорЗачем этот фильм сделан и чем он способен взять аудиторию?
Несмотря на то что «Ирония судьбы. Продолжение» уже три дня как в свободном прокате, ваш кинообозреватель, чтобы успеть написать рецензию в номер, напросился на просмотр к одному из главных продюсеров фильма. Хотя дело происходило в сверхсекретном останкинском кабинете, у врат которого дежурят как охранники, так и специально подготовленные референтши, только что законченный фильм был разделен на два сепаратных DVD - для гарантированной защиты от пиратских атак.
Ну да, пиратов в данном случае надо опасаться как никогда, ведь создатели новой «Иронии» намерены побить новорусский рекорд проката, который пока что принадлежит их же (продюсеров Анатолия Максимова и Константина Эрнста и режиссера-продюсера Тимура Бекмамбетова) «Дневному дозору». И ведь поди побьют.
В фильм надо втянуться. Ясно, что у части аудитории он поначалу будет вызывать отторжение. Но предчувствую, что подавляющее большинство публики останется в итоге довольным. Отторжение вызовет прежде всего то, что создатели сиквела препарировали судьбу главных героев рязановского фильма, которых изображали Барбара Брыльска и Андрей Мягков. Фанаты фильма, которые обязательно пересматривают его каждое 31 декабря, причем раза по два-три по разным телеканалам, делают это с особой радостью еще и потому, что уверены: у героев все сложилось идеально, как ни у кого и никогда. «Продолжение» исходит из того, что таки не сложилось. Что герои вернулись к своим мгновенно - в волшебную новогоднюю ночь - покинутым прежним возлюбленным, которых изображали Юрий Яковлев и Ольга Науменко. По мысли авторов фильма, вернулись потому, что любовные лодки всегда разбиваются о быт, а уж эта лодка была обречена: в нее сели слишком разные люди, в слишком серьезном возрасте, да еще с активными мамами, которые тоже повлияли на дальнейшую ситуацию.
От своих бывших герои и родили детей: Брыльска - дочь, Мягков - сына. Новый фильм про то, как эти их дети попадают в ту же роковую, одновременно несуразную и романтическую новогоднюю ситуацию.
Все, что автор этих строк написал до сих пор, он писал как человек вольный. Дальше начинает писать как невольный, поскольку пообещал продюсеру фильма не выдавать сюжет. Но дело в том, что как кинокритик, ответственный за свои поступки, он все равно никогда не выдал бы сюжет, поскольку уважает интересы зрителя. А новая «Ирония судьбы», хотя уже в прокате, соберет своих главных зрителей в дни пред- и посленовогодние. У нас ведь, как ни странно, при всей долгой истории сов- и роскино, всего два новогодних фильма. Оба сделаны Рязановым: «Карнавальная ночь» и этот. Притом что американцы каждый год изготавливают по паре рождественских.
Что за проблема выдать сюжет, спросите вы, если сюжет понятен? В том-то и дело: непонятен и есть что выдавать. Это не ремейк (повторение фильма с другими актерами спустя годы), а таки, как и объявлено, сиквел, именно что продолжение. В сюжет заложена детективность. Так что отношения между «детьми» (любовный треугольник на сей раз разыгрывают Константин Хабенский - Лиза Боярская - Сергей Безруков) еще более хитры, непредсказуемы и запутанны, нежели давние взаимоотношения между родителями.
Главные вопросы русской жизни: кто виноват, что делать и кому на Руси жить хорошо? Главные вопросы русской киножизни: зачем этот фильм сделан и чем он способен взять аудиторию?
Конечно, это проект коммерческий (что для кино нормально). Ну нет у нас, как мы уже сказали, иного новогоднего сюжета, так почему еще раз не использовать проверенный? Но это проект и ностальгический: любым режиссерам и продюсерам современного поколения хочется поиграть в любимые фильмы юности. Конечно, это проект и наглый, потому что при раскрутке «Иронии» используется имидж «Дозоров» (в фильме даже есть пара хохм - для посвященных, - напоминающих о «Дозорах»). Но как иначе привлечь к «Иронии судьбы» новую публику, для которой «Ирония» - кино отчасти папино? При этом постаревшая публика оригинальной «Иронии» оскорблена не будет - она получит все свое, включая гостевые роли основных актеров рязановского фильма.
ГОЛЫЙ ФАКТ
«Ирония судьбы. Продолжение» выходит тиражом в 1050 копий (включая сделанные для Украины и стран Балтии), при этом заявки от мультиплексов продолжают поступать. Для сравнения: самые большие хиты типа «Властелинов» и «Поттеров» появлялись во Франции (чей кинорынок гораздо больше нашего) тиражом в 900 копий, а в Англии и вовсе в 400–500. «Дневной дозор», чей прокатный рекорд (по данным «Кинобизнеса сегодня», $34,02 млн и 7 964 724 зрителя) новая «Ирония» намерена превзойти, вышел 1 января 2006-го тиражом в 521 копию.
Молодая публика тоже, кстати, получит кучу гостевых ролей, причем публика разной степени продвинутости обретет свое: более широкую потешат главный русский финн Виле Хаапасало в роли обитателя ментовского обезьянника и Анна Семенович в роли случайной молодой мамаши в аэропорту. Более узкую развлечет питерский режиссер и сценарист - полулегендарный Константин Мурзенко в роли мента в ментовке. Чуть более широкую, чем узкая, порадует пара экс-супругов Михаил Ефремов - Евгения Добровольская в виде пьяного в зюзю Деда Мороза и его отчаянной Снегурочки.
Наиширочайшую - по отношению к оригинальной «Иронии судьбы» - публику взбодрят камео самого Эльдара Рязанова в роли случайного попутчика в самолете (хотя само слово «камео» наиширочайшая публика не знает) и фирменные для этого фильма песни. Что правильно, повторяется лишь одна: «Иметь или не иметь».
Смотреть или не смотреть фильм, иметь его или не иметь? Я вообще никогда не советую: смотреть или не смотреть. Мало ли какие у вас вкусы и насколько они отличаются от моих? Я выдал вам информацию. Думайте сами, решайте сами.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.