Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

12.02.2008 | Общество

50 событий эпохи Путина — 7

Правозащитники заговорили о возрождении культа личности

Текст: Елена Висенс

Текст: Владимир Волков

Начало здесь


31.

23 апреля 2007 года

Смерть Бориса Ельцин

«Крушение Советского Союза было крупнейшей геополитической катастрофой века. Для российского же народа оно стало настоящей драмой». Владимир Путин, из послания Федеральному собранию 25 апреля 2005 года
«Прямо скажу: не всем нравится стабильное поступательное развитие нашей страны. Есть и те, кто, ловко используя псевдодемократическую фразеологию, хотел бы вернуть недавнее прошлое: одни – для того чтобы, как раньше, безнаказанно разворовывать общенациональные богатства, грабить людей и государство, другие – чтобы лишить нашу страну экономической и политической самостоятельности… Растет и поток денег из-за рубежа, используемых для прямого вмешательства в наши внутренние дела. Если посмотреть, что происходило в прежние, давние времена, то увидим, что еще даже в эпоху колониализма говорили о так называемой цивилизаторской роли государств-колонизаторов. Сегодня на вооружение берутся демократизаторские лозунги. Но цель одна – получение односторонних преимуществ и собственной выгоды, обеспечение собственных интересов». Владимир Путин, из послания Федеральному собранию 26 апреля 2007 года

После добровольного ухода первого президента России Бориса Ельцина – а это был единственный в истории страны прецедент ненасильственного отказа от власти – практически все думали, что он будет играть роль «российского Дэн Сяо Пина», своеобразного арбитра с непререкаемым авторитетом. Ходили разговоры о том, что «следить» за соблюдением достигнутых при назначении Путина сначала премьером, а потом и и.о. президента договоренностей будет глава кремлевской администрации Александр Волошин. Однако он ушел в отставку после ареста Ходорковского, а Ельцин, что бы ни происходило, принципиально хранил молчание: заявив, что уходит из политики, он из нее ушел окончательно.

Между тем от постоянных заверений в преемственности курса и продолжении начатых структурных экономических и политических реформ российские власти постепенно начали сдвигаться к переоценке событий 90-х годов.

Сегодня иначе как катастрофой и национальной трагедией эти времена называть не принято. Сначала была поставлена под сомнение, а потом фактически признана несправедливой (если не преступной) приватизация, другие реформы. От аксиомы о незыблемости права частной собственности общественная дискуссия перешла к обсуждению того, каким образом лучше пересматривать итоги приватизации. В противовес «страшным 90-м» в официальных СМИ культивируется ностальгия по советским временам. На смену демократическим преобразованиям пришло строительство «суверенной демократии».

Не меньшие подвижки произошли и в российской внешней политике. У страны меняются союзники и национальные приоритеты. В ходу все больше риторика, свойственная середине 80-х годов прошлого века.


32.

26 апреля 2007 года

Реорганизация Стабилизационного фонда

Ни либеральные экономисты, ни даже бессменный в последние восемь лет министр финансов Алексей Кудрин никогда не питали иллюзий по поводу того, что можно будет до бесконечности копить в Стабфонде нефтяные сверхдоходы: слишком уж большое искушение представляют собой «лежащие без дела» триллионы рублей. Поэтому Минфин старался тратить деньги так, чтобы не нанести экономике страны ущерб, например на досрочное погашение внешнего государственного долга. Угроза резкого падения цен на нефть в последние год-два стала представляться все более умозрительной. Последний же аргумент инвестирования средств стабфонда внутри страны – опасность резкого усиления инфляции и обострения «голландской болезни» – принимался во внимание до 2007 года.

«Отщипывать» от Стабфонда на внутренние нужды правительство начало еще в 2005-2006 годах – то на покрытие дефицита Пенсионного фонда, то на Инвестиционный фонд правительства.

Системная же реорганизация «нефтяной копилки» была объявлена в послании президента Федеральному собранию 26 апреля 2007 года. Стабфонд отныне ограничен 10% ВВП и формируется в годы с благоприятной конъюнктурой из всех доходов федерального бюджета. Оставшиеся же деньги должны пойти в Фонд национального благосостояния, Банк развития, Фонд содействия реформе ЖКХ, Российскую венчурную компанию и несколько отраслевых госкорпораций («Ростехнологии», «Роснанотех» и т.д).

Уже к концу 2007 года были законодательно оформлены и сформированы почти все анонсированные в президентском послании госкорпорации и институты развития, что означает фактический переход к мобилизационной модели госкапитализма.


33.

5 июля 2007 года

Решение МОК о проведении Олимпиады-2014 в Сочи

Зимняя Олимпиада-2014 пройдет в Сочи. Это решение, объявленное на 119-й сессии МОК в Гватемале в начале июля, подвело черту под многочисленными треволнениями российских властей, не пожалевших сил и средств, чтобы убедить мировую общественность и собственное население в том, что Олимпиада России нужна как воздух. Тем не менее заранее было известно, что любой исход голосования уже не мог помешать планам правительства превратить черноморскую жемчужину Краснодарского края в настоящий город-сад. Еще в июне 2006 года была принята Федеральная целевая программа с изящным названием «Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014 гг.)», предполагающая инвестиции в модернизацию города в размере 327,2 млрд руб. в течение семи лет. Две трети средств должны были поступить из федерального бюджета и бюджета Краснодарского края, остальное планировалось покрыть за счет частных инвесторов. В этой части расчет правительства блестяще оправдался. «Из 12 млрд долл. (в рамках нацпрограммы. – «ББ».) 5 млрд предполагались как частные инвестиции, – радовался в июле Владимир Путин. – Вроде бы можно рассчитывать, что частных инвестиций будет даже больше, чем первоначально планировалось».

Сочувствующих идее олимпизма среди российских бизнесменов оказалось действительно немало. Главные из них – президент «Интерроса» Владимир Потанин

(с 2001 года его компания строит горнолыжный курорт Роза Хутор недалеко от Красной Поляны на площади 550 га, в освоение которой будет инвестировано не менее 500 млн долл.) и владелец «Базового Элемента» Олег Дерипаска (основной проект – строительство на участке в 220 га Имеретинской Ривьеры, автономного «города в городе» в пригородах Сочи ориентировочной стоимостью 2 млрд долл.). На развитие будущей олимпийской столицы пойдет и львиная доля из 23,3 млрд долл., собранных в ходе сентябрьского сочинского Международного инвестиционного форума «Кубань-2007». На этом фоне пакет «олимпийских» законов, принятых Думой на последнем заседании 16 ноября и в числе прочего дающих право на упрощенное изъятие земли и недвижимости у жителей Сочи под строительство спортивных объектов, кажутся лишь неприятной мелочью. Известно, что праздник никогда не бывает для всех. Праздник олимпийского спорта в Сочи – не исключение.


34.

12 сентября 2007 года

Отставка кабинета Михаила Фрадкова

«Вроде бы надо копнуть поглубже, причем мы уже копнули на несколько штыков вглубь, а удвоения ВВП нет, но мы щупаем-щупаем, все теплее, и надо теперь копнуть, чтобы искра была. Но мы продолжаем щупать. Ответить на этот вопрос мы сможем, когда пощупаем каждого министра». Михаил Фрадков на заседании правительства

Главной политической интригой 2007 года стали два вопроса: кто будет следующим президентом России и как Владимир Путин останется у власти. Поскольку сам президент неоднократно заявлял, что нарушать конституцию не намерен, вариант с третьим сроком всеми рассматривался как крайний, припасенный властью на случай какого-нибудь непредвиденного развития событий. Опробованный еще Борисом Ельциным сценарий казался очевидным: за несколько месяцев до выборов президент назначает своего преемника главой правительства, и тот успевает набрать необходимый для гарантированной победы политический вес. Поэтому когда «технический», назначенный лишь для того, чтобы держать место занятым, премьер Михаил Фрадков внезапно запросился в отставку, а Путин эту просьбу удовлетворил, никто особо и не удивился. Все удивились, когда кресло занял не один из первых вице-премьеров, недавно еще почти официальных преемников, а Виктор Зубков – бывший глава финансовой разведки, в душе оставшийся председателем совхоза (был и такой факт в биографии товарища). Ситуацию это не только не прояснило, но еще больше запутало. Что же до Михаила Ефимовича, то он, награжденный орденом «За заслуги перед Отечеством» первой степени, не пошел, подобно Касьянову, искать славы в политике, а мирно возглавил Службу внешней разведки.

Несмотря на свою выдержанную до конца «техническую» сущность, второй путинский премьер обогатил российскую общественную дискуссию «прорывными» проектами и технологиями и любимыми им «точками роста».

35.

1 октября 2007 года

Владимир Путин согласился возглавить список «Единой России»

«Партия “Единая Россия” может и должна стать действенным инструментом социальной стабильности, обеспечения дееспособности будущего парламента, всей власти, быть инициатором развития и опорой исполнительных органов власти по выполнению всех намеченных планов». Владимир Путин, 1 октября 2007 года

Еще весной 2007 года в послании Федеральному собранию Владимир Путин назвал декабрьские парламентские выборы главным политическим событием года, индикатором уровня доверия тому курсу, которым ведет страну действующая власть. Очевидно, мерилом этого уровня должен стать процент голосов, который будет отдан за «партию власти». Приехав 1 октября на съезд партии, Путин согласился возглавить ее предвыборный список. Поскольку в «Единой России» посчитали, что ставить в списке рядом с президентом кого бы то ни было – кощунство, предвыборную тройку Владимир Путин представлял в единственном числе. Партия пошла на голосование под лозунгом «План Путина – победа России». Пресловутый план никто не писал, он составлен из выдержек, взятых из посланий президента Федеральному собранию разных лет. Кроме того, главной идеей кампании «Единой России» является продвижение тезиса о том, что парламентские выборы – это, по сути, референдум о доверии действующему президенту. В 20-х числах октября по стране «стихийно» прокатилась волна митингов и демонстраций в поддержку президента, результатом которой стало рождение общественного движения «За Путина!», собравшееся на учредительный съезд в Ржеве в середине ноября. Никаких политических целей, кроме любви к Путину, движение перед собой не ставит. Разве что провозгласить своего любимца духовным лидером нации. Одним из руководителей движения стал адвокат Павел Астахов, совсем недавно клеймивший «кровавый режим», работая в «Медиа-Мосте» Владимира Гусинского.

Правозащитники заговорили о возрождении культа личности, однако голос их в современной России еле слышен.

Продолжение следует



Источник: "Большой бизнес" №12, 2007,








Рекомендованные материалы



Шаги командора

«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.


Полицейская идиллия

Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»