08.02.2008 | Кино
Рок унд поп = киноБерлинский фестиваль, один из трех главных в Европе наряду с Каннами и Венецией, открылся фильмом Мартина Скорсезе
Уже надоело из года в год ныть по поводу того, что новое (теперь уже не столь и новое) берлинское руководство во главе с Дитером Коссликом игнорирует российское кино — особенно на фоне той любви к нам, которую выказывает фестиваль Роттердамский.
Раз игнорирует, значит, так ему надо. Или: и надо!
Не наши игры Дань вежливости нашему кинематографу все-таки отдали. Продюсер Александр Роднянский призван в жюри, которое возглавляет подзабытый мэтр режиссуры Коста-Гаврас. А вторую по значимости программу «Панорама» откроет фильм Анны Меликян «Русалка». Кроме нее приглашен лишь один полнометражный фильм – «Нирвана» Игоря Волошина (неофициальная секция «Форум»). 14-минутная работа «В теме» Ольги Поповой отобрана в конкурс короткометражек. В программе детского фестиваля – пять наших мультфильмов.
Про основную программу. Картина Мартина Скорсезе Shine A Light в российском прокате получит название «The Rolling Stones. Да будет свет» и основана на нью-йоркских концертах группы осенью 2006-го. То, что фильм поставлен во главу угла фестиваля, — не только знак уважения Скорсезе и не только пиар-расчет на приезд Джаггера со товарищи. Это еще и отражение сути фестиваля-2008, которая, вероятно, образовалась по принципу «просто так получилось».
В программе очень много фильмов о музыкантах либо сделанных музыкантами, ударившимися в режиссуру.
Так, в «Панораму» включен игровой режиссерский дебют Мадонны Filth And Wisdom, что, при ясности слов, пока однозначно не переведешь. Вероятно, певица решила показать супругу Гаю Ритчи, как делать настоящее кино.
А в программе спецпоказов есть документальная лента с загадочным названием CSNY Déjà vu режиссера Бернарда Шейки. Занятная уже тем, что под псевдонимом Шейки не слишком-то и скрывается другой знаменитый музыкант — Нил Янг (фильм — о его совместном концертном туре с Crosby, Stills & Nash).
В битве за призы фаворитом считается «Нефть» Пола Томаса Андерсона — главный соперник коэновского хита «Старикам тут не место» в оскаровской гонке. Появление этого фильма именно в берлинском, а не в каком-то другом конкурсе обнаруживает еще одну тенденцию Берлинале-2008, гораздо более серьезную, нежели музыкальная.
Впервые за годы своего директорства Дитер Косслик демонстрирует миру, что у Берлинале, прямо как у Каннов, стал формироваться круг приближенных режиссеров. При формировании сей величавой команды Берлинале даже идет на уступки своей идеологии. Идеология Берлинале в том, что политическая и социальная актуальность важнее киноискусства. Но губа не дура, и в круг своих фирменных режиссеров Косслик включает тех, кто интересен прежде всего как автор.
Тут и Пол Томас Андерсон, который уже побеждал в Берлине с «Магнолией».
Тут и полусоратник сценариста-хулигана Чарли Кауфмана Мишель Гондри, чей предыдущий фильм «Наука сна» уже сражался за берлинских «медведей».
И завоевывавший «Серебряного медведя» китаец Ван Сяошуай, конкурсный фильм которого In Love We Trust обыгрывает In God We Trust.
И японский классик Ёдзи Ямада, чья недавняя самурайская трилогия, начатая «Сумрачным самураем», нашла поклонников в среде наших киноманов (его новый берлинский фильм назван «Наша мама»).
И один из иранских мэтров Маджид Маджиди, привезший на Берлинале «Воробьиную песнь».
При этом Берлин пытается переманивать авторов даже у Каннов (впрочем, Канны переманили у Берлина куда больше). В конкурсной программе — новейшие фильмы англичанина Майка Ли (побеждавшего в Каннах с «Тайнами и обманами»), а также открытых Каннским фестивалем француза Эрика Зонки, израильтянина Амоса Коллека, итальянца Антонелло Гримальди, гонконгца Джонни То.
Фирменным берлинским режиссером с годами стал и Анджей Вайда. Вне конкурса пройдет его «Катынь», так что именно в Берлине можно будет оценить, достойна ли она соперничать за «Оскара» с величайшим фильмом всех времен и народов, каковым безусловно и навсегда являются михалковские «12».
Берлин
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.