Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

01.02.2008 | Общество

Сам себе кризис

Китаю чужие проблемы не нужны, у него всегда найдутся собственные, требующие немедленного решения

На этой неделе Китай в очередной раз доказал, что его экономика до сих пор развивается в соответствии с внутренними закономерностями, которые мало связаны с глобальными экономическими процессами. Если в других странах Азии фондовые рынки падали и поднимались в зависимости от действий Федеральной резервной системы США, то в Китае главным поставщиком новостей стал местный Гидрометцентр – на редкость суровая зима привела к транспортному коллапсу и энергетическому кризису общенационального масштаба. Как это обычно и бывает, морозы ударили в самый неподходящий момент, когда около 200 млн китайцев собирались отправиться в традиционную поездку в родные края перед китайским Новым годом. Сухие цифры потерь впечатляют даже в китайских условиях, где, как известно из анекдотов, минимальной единицей измерения является миллион. Экономический ущерб, по официальным оценкам, составит почти 3 млрд долларов, общий объем помощи пострадавшим провинциям уже превысил 15 млн долларов, на борьбу со снегом брошены около 1,5 млн полицейских и военных, пострадали около 7 млн гектаров сельскохозяйственных земель, подача электроэнергии упала на 18 млн киловатт.

Понятно, что погода рано или поздно улучшится, подача энергии наладится, а военные вернутся в казармы, но «осадок», скорее всего, останется —  нынешний кризис может иметь для Китая куда более серьезные макроэкономические и даже политические последствия, чем далекая ипотечная история в США.

В первую очередь речь идет о борьбе с инфляцией – одном из главных приоритетов для китайских властей. В середине января этого года в Китае последовали российскому примеру и в административном порядке заморозили рост цен на целый ряд основных сельскохозяйственных товаров. Уже тогда многие экономисты предупреждали, что административный контроль приведет к дефициту, как это уже случилось осенью прошлого года при попытке заморозить цены на бензин. Тем не менее эта мера могла как-то сработать в нормальной ситуации, но не в условиях фактического чрезвычайного положения. Транспортные проблемы привели к перебоям с поставками продовольствия в целом ряде регионов страны — гонконгское телевидение практически в прямом эфире следит за грузовиками со свиньями, которые пытаются пробиться на юг Китая сквозь метели и бури из провинции Хунань. Соответственно, цены на мясо и овощи резко пошли вверх, в некоторых городах — на десятки процентов. В результате, по прогнозам китайских экономистов, инфляция в январе может зашкалить за 7%, что уже само по себе крайне неприятно.

При этом возможности для влияния на ситуацию у китайских властей сегодня ограничены – ипотечный кризис в США никто не отменял, а значит, гайки закручиваться не будут. «Китайские власти в такой ситуации не смогут дальше повышать базовую процентную ставку», — уверен старший экономист Morgan Stanley (Greater China) Ван Цин. Очевидно, что инфляция будет основной проблемой китайской экономики в 2008 году – по прогнозам Ван Цина, сложнее всего придется  в середине года. «Объем денежной массы (m2) в декабре в очередной раз значительно вырос, а временной гэп между ростом денежной массы и пиком инфляционного давления составляет до двух кварталов», — утверждает он.

Сложная ситуация складывается и в энергетике. На протяжении последних двух лет китайские власти закрыли сотни мелких угольных шахт, на которых нарушались стандарты безопасности, сегодня выясняется, что без них в кризисных условиях угля стране не хватает

(на долю угля в КНР сегодня приходится около 70% энергопотребления). Правительство уже призвало угольную индустрию «максимизировать выработку» и временно запретило экспорт угля за границу, но пока это не помогает – по последним данным, на грани остановки находятся почти 90 угольных электростанций.

Пожалуй, единственным положительным итогом природного катаклизма может стать новый виток информационной открытости, подобно тому, что был вызван в 2003 году вспышкой атипичной пневмонии. Как и тогда, сегодня в обществе нарастает недовольство тем, каким образом власти контролируют информацию о происходящем – одна из крупнейших китайских газет «Синьцзиньбао» посвятила этой теме редакторскую статью, в которой утверждается, что из-за отсутствия достоверной информации люди остаются ночевать на вокзалах, а на дорогах возникают гигантские пробки. Ряд комментаторов в китайских СМИ уже призвали к приватизации железных дорог и энергосетей, государственные управляющие которых оказались не в состоянии адекватно отреагировать на новые вызовы.

Сегодня власти пытаются убедить китайцев отказаться от поездки домой, но для многих мигрантов это единственный шанс в году увидеть детей, мужей, жен и родителей. Не отправить их на родину – значит создать серьезную угрозу для социальной стабильности, миллионы озлобленных рабочих останутся на неделю в подвешенном состоянии в чужом городе и без работы – все фабрики на время праздников закрываются.

Надо признать, что в последние дни информационная ситуация стала меняться к лучшему. На центральном телевидении Китая во вторник вечером вышла специальная трехчасовая программа, посвященная кризису,

а премьер-министр Госсовета КНР Вэнь Цзябао  неожиданно появился с мегафоном в руках на одном из железнодорожных вокзалов, извинившись за причиненные неудобства перед тысячами застрявших пассажиров.

Любопытно, что незадолго до этого на популярных китайских интернет-форумах появилось сатирическое сообщение «Если бы Ма Инцзю жил в Китае» (Ма Инцзю – самый популярный тайваньский политик и наиболее вероятный победитель на президентских выборах на острове в марте этого года), в котором рассказывалось, как бы председатель Гоминьдана повел себя в подобной ситуации.

Первым пунктом в программе значился выход с мегафоном к страждущим согражданам.

Если китайские власти и дальше будут так же детально следовать рекомендациям неизвестного автора, нам стоит ожидать снижения железнодорожных тарифов, полную отмену системы регистраций по месту жительства, создание независимых профсоюзов на угольных шахтах, которые бы контролировали соблюдение техники безопасности, и отказ от силовой реализации программы ограничения рождаемости. Здесь, безусловно, должен стоять смайлик, но в этой шутке есть и доля правды (причем эта доля постоянно возрастает) – каждая кризисная ситуация объективно укрепляет гражданское общество в Китае, которое все активнее пытается отстаивать свои права перед лицом государства.



Источник: «Эксперт Online» , 30 января 2008 ,








Рекомендованные материалы



Шаги командора

«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.


Полицейская идиллия

Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»