22.01.2008 | Колонка
Культурное столкновениеВся эта потешная война с Британским советом очень четко демонстрирует принципиальную разницу в политических культурах
На прошлой неделе Россия одержала очередную блестящую внешнеполитическую победу: деятельность региональных отделений Британского совета в Санкт-Петербурге и Екатеринбурге была приостановлена. Эти наглые британцы, которые не первое столетие гадят России, рассчитывали защититься всякими там договоренностями вроде подписанного в 1994 году двустороннего соглашения о сотрудничестве в области культуры, науки и образования. Ведь в соответствии с ним Москва обязалась (ох, уж эти «проклятые 90-е») «поощрять открытие на своей территории центров культуры, образования и информации другой стороны» и «предоставлять всяческое содействие таким центрам». Крючкотворы с туманного Альбиона уповали также на то, что Британский совет в России имеет статус отдела культуры посольства и на него распространяются все дипломатические привилегии. Рассчитывали, небось, великая наша держава будет где-то доказывать, что деятельность сотрудников Британского совета противозаконна.
Плохо историю нашу учили, господа хорошие. Иначе знали бы, как Бенкендорф отчитывал несчастного Дельвига, рискнувшего сослаться на законы: «Законы пишутся для подчиненных, а не для начальства, и вы не имеете права в объяснениях со мною на них ссылаться или ими оправдываться».
И в современной российской государственной идеологии не сильны. Иначе помнили бы, как один из наследников Бенкендорфа разъяснял пару лет назад сущность «суверенной демократии»: «Мы должны быть хозяевами в собственной стране». Не закон, не народ — ОНИ. И поэтому можно доказывать свою правоту, проводя «профилактические беседы» с российскими гражданами, работающими в Британском совете, или задерживая Стивена Кинока, руководившего петербургским отделением, за езду в нетрезвом виде.
На самом деле вся эта потешная война с Британским советом, организацией, призванной служить распространению английского языка, знакомству с культурой Великобритании, очень четко демонстрирует принципиальную разницу в политических культурах двух стран.
С год назад, еще до отравления Литвиненко, когда Кремль развлекался тем, что травил британского посла с помощью «Наших», один из российских политических обозревателей не выдержал и задался вопросом, почему бы британцам не ответить адекватно. Почему бы не создать движение “Our’s” (желательно из самых отвязных болельщиков «Ливерпуля») и не устроить российскому послу в Лондоне веселую жизнь. А почему бы теперь не воспользоваться тем обстоятельством, что дети, жены и любовницы высших российских чиновников постоянно проживают в Соединенном Королевстве? Спецотдел Скотланд-Ярда в сотрудничестве с MI-5 вполне мог бы обнаружить пару патронов или пакетик с героином у членов семейства какого-нибудь ярого хулителя Британии. В логике «око за око» они были бы вполне в своем праве — напомню, что задержанный в Петербурге Сивен Кинок приходится сыном Нилу Киноку, бывшему лидеру лейбористов.
Наконец, почему не используют в качестве рычага давления банковские счета российских граждан. Ну почему не проверить их на предмет отмывания денег? А на период проверки заблокировать.
Одним словом, много чего можно было бы придумать. И оставалось бы только поражаться безрассудству российских начальников, превративших своих близких в натуральных заложников на вражеской территории. Но в том-то и дело, что представители так называемой российской элиты отлично понимают, что ни их семьям, ни даже их деньгам на территории Соединенного Королевства ровным счетам ничего не угрожает. По той простой причине, что и теперь, как и во времена Бенкендорфа, и даже еще раньше, в этой стране начальники служили законам, а не наоборот. Суд там не Басманный. И он не раздает ордера на аресты по распоряжению премьера. И разрешает экстрадицию только в том случае, если удается доказать вину человека.
И российские патриотические начальники прекрасно отдают себе в этом отчет. Они предпочитают держать семьи в Англии, так в любой момент их близкие могут стать заложниками у себя на Родине.
«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.
Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»