Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

16.01.2008 | Париж Дельфины де Жирарден

Мыть руки или не мыть?

21 октября 1837

Одна женщина острого ума или, по крайней мере, слывущая таковой, предложила новый и весьма изящный способ классифицировать людей и отыскивать причину общественных потрясений. Человечество, говорила она, разделяется на две большие нации, которые воюют друг с другом не на жизнь, а на смерть, которые ненавидят и презирают друга и будут ненавидеть и презирать друг друга до скончания века. Вы можете сколько угодно издавать законы, провозглашать свободы, даровать хартии, отменять налоги, -- эти две нации будут враждовать по-прежнему.

Что же это за два народа, поклявшиеся друг другу в вечной ненависти? Добрые и злые?  -- Нет.  – Большие и малые? богатые и бедные? – Нет. -- Сильные и слабые? обманутые и обмащники? – Нет. – Но кто же в концев концов эти два непримиримых племени?.. – Те, кто моет руки, и те, кто рук не моет! Все дело именно в этом.

Последние полвека вся политика нашей страны есть не что иное, как то и дело возобновляющаяся битва между этими двумя враждующими нациями. Повторим еще раз, этой войне не будет конца: те, кто не моет рук, вечно будут питать ненависть к тем, кто руки моет, а эти последние вечно будут презирать тех, кто рук не моет. Никогда вам не удастся объединить эти два разряда, никогда они не смогут жить в мире, потому что, как мы уже имели честь докладывать, есть на свете вещь необоримая – отвращение, и есть на свете вещь невыносимая --  унижение; меж тем в этом случае одна из противоборствующих сторон обречена  вечно испытывать отвращение, а другая – вечно страдать от унижения. Никогда вы не заставите денди жить бок о бок со старьевщиком; никогда вы не  дождетесь, чтобы уродливая и завистливая женщина добровольно окружила себя красавицами. Так вот, точно так же те, кто моет руки, никогда не найдут общего языка с теми, кто рук не моет. На первый взгляд, такой способ классифицировать людей кажется неудачной шуткой, но вдумайтесь – и он покажется вам не таким уж бессмысленным; возможно даже, что, если подойти к делу с умом, из этого может получится вполне серьезная теория; но мы такими вещами не занимаемся.











Рекомендованные материалы



Провинциалы в Париже

Провинциалы по-прежнему здесь, но их не узнать. Их манеры и повадки переменились полностью; куда делось простодушное изумление, которое немедленно указывало на их происхождение? куда делись те поразительные уборы, которые обличали их малую родину?


Приторные мещанки

Отличительная черта женщин, о которых мы говорим, заключается в том, что они вовсе не похожи на женщин и более всего напоминают бойких кукол, внезапно обретших дар движения и речи; они стараются держаться величаво, но остаются чопорными и жеманными