Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

11.12.2007 | Колонка / Общество

Тихое прощание с паритетом

Оборонная промышленность просто не в состоянии переварить выделяемые средства

В минувшую пятницу первый вице-премьер Сергей Иванов устроил немалый переполох среди иностранных журналистов и оборонных аналитиков (то есть тех, кто по должности обязан воспринимать всерьез слова тогда еще возможного кандидата в преемники). Выступая на мероприятии, посвященном 50-летию Военно-промышленной комиссии при правительстве, Иванов заявил о необходимости сохранить ядерный паритет с США: "Военный потенциал, и уж тем более ядерный потенциал, должен быть соответствующим, если мы хотим быть на уровне или просто независимыми. Слабых не любят, не слушают и обижают, а когда у нас паритет, с нами по-другому разговаривают».

Намерение высокопоставленного чиновника сохранить паритет (то есть относительное равенство) в ядерных силах России и США выглядит довольно странно.

Не секрет, что наш ядерный арсенал стремительно стареет – приходится расформировывать целые дивизии РВСН. Ставить же на боевое дежурство аналогичное количество ракет не получается. В результате уже сейчас наши стратегические ядерные силы имеют на несколько сотен боеголовок меньше, чем американские. И этот разрыв будет увеличиваться. Есть немалые сомнения, что к 1 января 2012 года у России будет 1700 боеголовок, как ей позволяет Договор о стратегических наступательных потенциалах.

На мой взгляд, ничего страшного в этом случае не произойдет: стратегическая стабильность давно уже не обеспечивается равенством ядерных арсеналов. Но Кремль и не думает принять эту реальность (по крайней мере, гласно). Именно поэтому идет яростная гонка, дабы поставить на боевое дежурство новую морскую ракету «Булава».

Однако из текста выступления Иванова следует, что речь о наращивании ядерных вооружений не идет вовсе: Россия ограничится выпуском 6-7 ракет «Тополь-М» в год.

По сути дела — это тихое прощание с претензией сохранения паритета. Напомню, что еще в феврале этого года Иванов, будучи министром обороны, обещал: «...поставить на боевое дежурство 34 шахтные пусковые установки и командных пункта, а также 66 грунтовых подвижных комплексов «Тополь-М». Несложно подсчитать, что в таком случае следует производить по 12-13 ракет в год, то есть в два раза больше, чем говорит Иванов.

При этом нельзя не заметить, что с Сергеем Борисовичем происходит удивительная метаморфоза. В свое время говорили, что, действуя методом проб и ошибок, премьер Виктор Черномырдин получил самое дорогое в мире экономическое образование. Теперь в ту же экономическую школу поступил и Сергей Иванов. Невидимая рука рынка вдруг стала ограничивать амбиции милитариста. Вот на том же заседании первый вице-премьер рапортует: «За первое полугодие объем производства в оборонно-промышленном комплексе увеличился на 15,6 процента по сравнению с тем же периодом прошлого года. Производство вооружений и военной техники возросло на 23,1 процента, в том числе в радиоэлектронном комплексе — на 34,7 процента, в авиационной промышленности — на 39,1 процента, в промышленности обычных вооружений — на 73,9 процента».

При этом Иванов обещает, что в следующем году гособоронзаказ вырастет больше, чем в три раза – с нынешних трехсот миллиардов до одного триллиона.

Казалось бы, радоваться надо. Но первый вице вдруг начинает жаловаться: «Сейчас проблема не в деньгах. Мы им (предприятиям) деньги предлагаем, но с условием: за восемь месяцев новый танк, за девять месяцев новый самолет — можете? Кто честный, говорит "нет", кто пожуликоватее — "давайте попробуем». Ему вторит Владислав Путилин, зам. по Военно-технической комиссии: «Мы выпускаем в год 100 танков и 18 самолетов». Промышленность просто не в состоянии переварить выделяемые средства. И Сергей Иванов, растратив впустую миллиарды бюджетных средств, уже понял это. Но при этом продолжает бороться за выделение уже сотен миллиардов — с тем, чтобы растратить и эти деньги. Оно и понятно – даже понимание экономических процессов не отменяет хватательного рефлекса российских чиновников.  К тому же не исключено, что Сергей Борисович уже в пятницу знал, что преемником будет объявлен не он. И понял, что пора торопиться.  



Источник: "Ежедневный журнал", 10.12.2007,








Рекомендованные материалы



Шаги командора

«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.


Полицейская идиллия

Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»