Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

11.12.2007 | Наука

Пяди для лба

Еще раз об интеллекте рас

Есть такой медицинский анекдот: врач заболел чем-то непонятным, и его собрат по профессии начинает осмотр: «Ну давайте для начала померяем пульс... – Коллега, вы что? Мы же с вами оба медики и прекрасно знаем, что на самом деле никакого пульса нет!»

Нечто подобное прозвучало совсем недавно в мировом научном сообществе, когда The Sunday Times процитировала мнение Джеймса Уотсона – того самого, что 54 года назад вместе с Френсисом Криком открыл двойную спираль ДНК.

Живой классик молекулярной биологии заявил, что пора бы уже перестать делать вид, будто чернокожие по врожденным интеллектуальным способностям ничем не отличаются от белых – дескать, «люди, которым доводилось иметь дело с черными работниками, знают, что это неправда».

Реакцию политкорректной общественности западных стран на это заявление можно сравнить разве что с реакцией православных активистов на слова другого нобелевского лауреата – Виталия Гинзбурга о «сволочах церковных». Британский Музей науки немедленно отменил лекцию Уотсона, попечительский совет лаборатории Колд-Спринг-Харбор (в которой ученый проработал всю жизнь) временно отстранил его от обязанностей ректора, а ряд правозащитных организаций потребовали привлечь «расиста» к суду. Сам Уотсон уже извинился, заявив, что не понимает, как он мог сказать приписанные ему слова.

К этой истории можно относиться по-разному. Можно вспомнить, что нобелевские лауреаты бывают разные: кто-то состоял в НСДАП и обосновывал расовую теорию, другой с трибуны съезда КПСС призывал к расправе над диссидентами, а еще одна, едва получив премию, тут же заявила, что СПИД создан белыми специально для истребления африканцев. (И что-то, кстати, не слышно об отмене ее лекций – такая вот расовая избирательность.)

Можно помечтать: вот кабы Уотсону пришлось набирать технический персонал в России, он бы быстро избавился от иллюзий насчет интеллекта белой расы. А можно пожать плечами: научные споры решаются не бойкотом и не судом, а фактами.

Пусть почтенный профессор и его оппоненты выложат свои аргументы, тогда и посмотрим, чья позиция убедительнее.

Последняя точка зрения самая разумная, но последовать ей труднее всего. Хотя спор об умственных способностях разных рас идет уже не менее полутора веков, достоверных фактов на сей счет, как ни странно, практически нет.

Отчасти это следствие все того же торжества политкорректности, сильно затруднившей любые исследования этой скользкой темы. Однако в 2005 году журнал Американской ассоциации психологов Psychology, Public Policy and Law опубликовал работу Филиппа Раштона и Артура Дженсена, проанализировавших огромный массив результатов IQ-тестирования самых разных групп людей – от солдат Первой мировой до современных студентов. Оказалось, что самым высоким «среднерасовым» IQ обладают монголоиды – около 106 единиц. Дальше идут европеоиды – около 100, а у негроидов показатели значительно ниже: 85 – для американских негров и 70 – для африканцев. Специальные методы подсчета позволили исключить влияние социально-культурных факторов.

Выходит, Уотсон прав? Да... если верить, что IQ в самом деле отражает интеллект. Если кто не знает,

в основе этого теста лежит выполнение большого числа стандартных заданий в течение стандартного же времени. Возможно, это позволяет выявить легкую олигофрению, но прямой зависимости между мощью ума и успехами в подобных тестах нет: известные тугодумы Чарлз Дарвин или Нильс Бор вряд ли показали бы хороший IQ.

С другой стороны, политкорректно это или нет, но генетические отличия черных от белых в самом деле не сводятся к цвету кожи, хотя и связаны с ним. Биохимическим «предком» пигмента меланина, окрашивающего человеческую кожу, служит вещество диоксифенилаланин (ДОФА). Другим производным ДОФА является дофамин – важнейший нейромедиатор и одновременно сырье для других сигнальных веществ – адреналина и норадреналина. У чернокожих повышено содержание всех предшественников меланина – а значит, у них выше и уровень родственных ему медиаторов и гормонов. Это делает их более моторными, ритмичными, способными к быстрой мобилизации резервов – недаром чернокожие американцы, оставаясь меньшинством в населении США, давно стали большинством в спортивной элите, а высшая похвала белому музыканту-ударнику – «ты играешь, как черный». Но за это приходится платить – большей импульсивностью поведения, меньшей усидчивостью. Вот это-то и отразил злополучный IQ.

Что же касается собственно интеллекта, то психологи до сих пор не могут договориться, что это такое и сколько самостоятельных видов его существует. У науки сегодня нет не только инструмента, которым можно было бы в самом деле померить интеллект во всех его проявлениях, но даже уверенности, что такой инструмент вообще можно создать.



Источник: «Русский репортер», № 23, 08.11.2007,








Рекомендованные материалы


05.12.2018
Наука

Эволюция против образования

Еще с XIX века, с первых шагов демографической статистики, было известно, что социальный успех и социально одобряемые черты совершенно не совпадают с показателями эволюционной приспособленности. Проще говоря, богатые оставляют в среднем меньше детей, чем бедные, а образованные – меньше, чем необразованные.

26.11.2018
Наука

Червь в сомнении

«Даже у червяка есть свободная воля». Эта фраза взята не из верлибра или философского трактата – ею открывается пресс-релиз нью-йоркского Рокфеллеровского университета. Речь в нем идет об экспериментах, поставленных сотрудниками университетской лаборатории нейронных цепей и поведения на нематодах (круглых червях) Caenorhabditis elegans.