США
05.12.2007 | Кино
Плохие, злые и мертвые…... оптом и в розницу
Фильм Джеймса Мэнголда с Расселом Кроу и Кристианом Бейлом с ходу вошел (по оценкам киноманского сайта imdb.com) в список лучших фильмов всех времен. Наши киноманы тоже ждали «Поезда на Юму». Но в кассовые лидеры он у нас, естественно, не вышел. На моем сеансе зрителей было пятеро. Новая публика не знает, что такое вестерн.
И едва ли способна оценить радикализм картины, препарирующей вестерн классический.
Клинт Иствуд признал однажды, что культурные заслуги Америки сводятся к рождению вестерна и джаза. Вестерн долго оставался жанром героико-романтическим. Хорошие на дальних границах Дикого Запада противостояли плохим и злым. Героями вестерна были носители истинной свободы — ничем не скованные люди просторов. Но эту мифологию в 1960-е подкосил Серджо Леоне, чьи снятые в Италии фильмы с «кольтами» и Иствудом обозвали спагетти-вестернами. Он доказал, что вестерн — это стиль, балет поз, балет пуль. И что если мы говорим об абсолютной свободе, то это и свобода убивать, каковой герой вестерна отличается от прочих героев. Добил мифологию вестерна сам Иствуд в «оскаровском» хите «Непрощенный»: в истории покорителей Дикого Запада — ничего героико-романтического, только кровь. История Дикого Запада — это история подлецов и убийц.
«Поезд на Юму» — антивестерн № 2.
Даром что формально является ремейком фильма 1957 г., снятого по рассказу Элмора Леонарда, чьи произведения были основой для культовых «Джеки Браун» Тарантино и «Вне поля зрения» Содерберга. Тут уже просто все подлецы — от шерифов и стоящих на страже конституции агентов Пинкертона до жителей городка, в котором происходит финальная разборка: они поднимают ружья против закона, как только бандиты обещают награду за освобождение своего главаря.
Но что при этом удивительно: фильм умилительно отстаивает американский миф о том, что один отдельный человек всегда готов спасти мир. В принципиально антиморальном фильме — один морально стойкий персонаж. Разоблачая собственную историю, американцы (они в отличие от нас заботятся о будущем) никогда не оставят публику без позитивного примера и американской мечты. В «Поезде на Юму» герой не просто высокоморальный. Он должен кое-что доказать себе и своему сыну-подростку. Его нравственная и заодно денежная мечта в том, что он сможет доставить преступника к поезду.
Особый, но логичный именно для этого фильма поворот в том, что преступник, осознав мечту тюремщика, который есть истинно американский гражданин, начинает поддерживать его намерения. Даже для преступника идеология американского порыва важнее идеологии негодяя.
И еще: создатели фильма вдохновились своими героями. Их попытка выразить американский дух через жанр вестерна — тоже вполне отчаянна. Вестерн публика не смотрит — но они как пионеры пытаются это преодолеть.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.