США
05.10.2007 | Кино
Трупы штабелямиБоевики категории “Б” становятся все более киноманскими
Боевик "Война" (War, рабочим названием было Rouge) Филипа Дж. Атвелла - типичный пример развлекательного фильма для серьезных молодых киноманов мужского пола. В Америке он заслужил пусть сдержанные, но похвалы. Какие и должен вызвать экшн, в котором противостоят друг другу при помощи ног, кулаков, пистолетов и пулеметов две главные звезды киноманских боевиков - Джейсон Стэтем и Джет Ли.
“Война” — приятнейший для меня тип фильма, сюжет в котором не значит ровно ничего (иронии во фразе ноль). То есть сюжет, конечно, имеется, и в нем даже есть детективность, а в финале нас ожидает поворот равно внезапный и индийский, но основное, что привлекает в фильме, — схватки и то, как они показаны. В некоем заштатном североамериканском г. Сан-Франциско, где, если верить фильму, трупы убитых в очередной разборке встречаешь на каждом шагу, когда на ходу поедаешь гамбургер, японская якудза мочит китайские триады, а триады мочат якудзу. При этом всех их мочит еще и ФБР, особенно один принадлежащий к этой организации офицер — Стэтем, озабоченный укоризной из прошлого. А всех-всех-всех мочит, предварительно стравливая, еще и некий суперубийца (приобретший после пластических операций китайскую внешность Джета Ли), чьи цели до развязки понять невозможно.
Первая мысль, которая приходит в голову во время просмотра: более неполиткорректного кино во времена политкорректности еще не появлялось. Фильм одновременно антикитайский, антияпонский и антиамериканский. Китайцы — ну просто… японцы — … в квадрате. Но и американцы, знаете ли, тоже те еще …, если учесть, что офицеры ФБР используют для дознания самые … методы (типа зажима головы дверью), а вмешиваясь в разборку двух мафий, не знают иного пути для их примирения (и, кстати, ареста), кроме как палить из укрытия по обеим группировкам, укладывая трупы штабелями. А уж пришпилить к столу самурайским мечом вражескую руку, прежде чем без суда и следствия пустить противнику пулю в лоб, — это для офицера из ФБР рядовое дело. Герои Уиллиса и Гибсона никогда не были садистами, хотя персонаж Гибсона из “Смертельного оружия” тоже всегда оставался нервным. Фэбээровец Стэтема вроде бы положительный, но натуральный садист.
Если верить фильму, то более беззаконной страны, чем Америка, на свете нет.
Вторая мысль по поводу фильма гораздо более позитивна: как, однако, выросло за последние годы кино категории “Б”! Разве можно сравнить этот фильм с какой-нибудь “Коброй” со Сталлоне, которая формально была фильмом более дорогого класса и восхищала совсем недавно? Понятно, что в B-movies подняли планку бюджетов. Но главное — резко подняли планку качества. И понятно почему. Главные голливудские боевики (от “Бондов” и “Борнов” до “Крепких орешков”), дабы компенсировать гигантские затраты на производство, вынуждены рассчитывать на максимально возможную аудиторию. То есть изымают из сюжета раздражающие широкую аудиторию крайности. Боевики типа “Войны”, занимающие звезд больших, но все же не входящих в суперряд Уиллиса и компании, наоборот, делают ставку на крайности, которая не способна принести суперденег (и не надо: затраты на производство тоже не гигантские!), зато привлекает гарантированный круг фанатов.
Для Большого Голливуда “Война” неприемлемо неполиткорректна. Она еще и неприемлемо жестока. И сворачивает в итоге в совсем уже неприемлемую для массового сознания идеологическую ересь. В Голливуде добро — это добро, а зло — это зло. В “Войне” добро окажется не вполне добром, зло — не вполне злом.
Однако признать “Войну”, при всей ее эффектности, боевиком новаторским было бы нечестно. В конечном счете фильм — но очень профессионально — соединяет две традиции, которые и являются основополагающими для современных фильмов жанра экшн: традицию клипового монтажа и традицию кровавого боевика по-гонконгски.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.