05.09.2007 | Дизайн
Быт или не бытПервый фестиваль Design Act показал, что наш промышленный дизайн скорее жив, чем мертв
О существовании русского промышленного дизайна широкой публике известно примерно столько же, сколько о жизни на Марсе. Хотя нас окружает масса вещей, над чьей внешностью поработали отечественные дизайнеры. Крупные промышленные гиганты (Toyota, Samsung, BMW) не стесняются обращаться к нашим бюро за идеями, только имена этих творцов чаще всего известны лишь дизайнерскому да журналистскому сообществу.
Поэтому прошедший на Винзаводе Первый международный форум промышленного дизайна DESIGN ACT ждали все. Ведь событие было задумано не как закрытый сбор специалистов, а наоборот. В программе были лекции нескучных западных дизайнеров, выставки, и главная для любого зрителя часть - Design Market, где можно было купить небольшие дизайнерские вещи или штуки, как их гораздо чаще называют.
Эти штуки в наших краях - большая редкость. Всякий, кто хоть раз сталкивался с проблемой покупки необычного подарка, ощущал масштабы катастрофы.
В Амстердаме или Праге магазинчиков, лавок и просто прилавков с вещами молодых дизайнеров сотни, а то и тысячи. У нас же эти предметы можно посмотреть лишь в паре мест или в специальных «молодежных» разделах осенней iSaloni World WorldWide или весенней FidExpo .
На приглашение принять участие в этом фестивале откликнулись известные европейские дизайнеры: остроумные ребята из группы Vlaemsch (Casimir), лаконичные Ксавье Луст и Хироши Цунода, нидерландцы WAT Design, англичане Black+Blum и Mixko и провокотор Ора Ита. За «наш» дизайн отвечали в этом Ostengruppe, Open!Design, студии Артемия Лебедева и Вадима Кибардина, Михаил Шолк, Мария Ватолина, Mishmash, Manworks, и др. Готовые стенды были только у нескольких участников: студий Лебедева, Кибардина и OstenGrouppe. Но от них иного и не ожидали, люди серьезно занимаются бизнесом и соответственно относятся к выставке. Остальная часть фестиваля выглядела как и положено первому разу - «комом». Лекторы опаздывали и переносили мастер-классы, участники Design Market мерзли практически под открытым небом в картонных стендах-«коробках», посетители же просто проходили мимо некоторых разделов, не видя указателей.
Понятно, в первый раз многого и не ждали. И число участников, и размах Design Act пока еще скромные. Камерный масштаб, правда, подпортил настроение профессиональной публике.
Те, кто хотел увидеть на этой ярмарке, куда же идет русский промышленный дизайн, так и не получили внятного ответа. Если представлять его грядущий путь по выставленным предметам, то в обозримом будущем нас и отечественную промышленность ждут лишь приятные мелочи для дома - брелки, светильники и дизайнерские игрушки.
За бортом фестиваля почему-то остались крупные проекты – от мебельных серий, которыми все-таки занимаются отечественные дизайнеры, до промышленного в буквальном смысле дизайна предметов и техники. Собственно, сам DESIGN ACT для того и создавался, чтобы знакомить публику со всеми возможными в этой области жанрами – от малых до великих. Возможно, на следующий год участников и жанров станет больше, а сам фестиваль примет более соответствующий амбициям молодых дизайнеров, масштаб.
Дизайнер ювелир Катя Рабей сделала эту концептуальную феминистическую подборку ювелирных украшений специально к 8 марта. Вот, например, Тамар Палей сделала коллекцию украшений, реинтерпретирующих ритуальные объекты иудаизма - но для женщин.
До нового года осталось всего несколько дней, и большая часть подарков уже куплена, но мы подготовили для вас список из семи украшений разной степени ювелирности, которые всё ещё можно успеть купить в Москве, если самого главного подарка по-прежнему не хватает.