Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

31.08.2007 | Книги

Враг в доме

«Суббота» — книга не об утрате, но о сохранении

В ночь с пятницы на субботу сорокавосьмилетний нейрохирург Генри Пероун, счастливый отец и любящий муж, проснется без четверти четыре и увидит в небе горящий самолет.

С этого момента и вплоть до следующей ночи его жизнь будет нестись неистовым аллюром.

Утром он случайно заденет чужую машину, а вечером ее хозяин — мелкий преступник, страдающий от болезни мозга, — придет в дом к Пероунам, чтобы продемонстрировать хрупкость привычного им мира. Кроме того, Генри ждет известие о беременности дочери, визит тестя — знаменитого поэта и горького пьяницы, а также внеурочная операция умирающему — тому самому преступнику, который едва не уничтожил Пероуна и его близких.

«Суббота», безусловно, главная книга букеровского лауреата Иэна Макьюэна и стопроцентный шедевр: эдакий романный эталон, идеальный образчик литературного мастерства.

Тягуче-плавный ритм фразы (по счастью, не утраченный при переводе), классическая стройность композиции, пронзительная красота деталей… Однако все эти стилистические совершенства для Макьюэна не самоцель: под льдисто-безупречной поверхностью «Субботы» пульсирует сюжет — острый, как бритва, и непредсказуемый. Краткий пересказ содержания заставляет со сдержанным зевком предположить, что перед нами очередное выступление на тему тщеты всего сущего. Не вздумайте поддаться этому ощущению:

«Суббота» — книга не об утрате, но о сохранении. Не о крушении идеалов, отношений и чувств, но о борьбе за них.

По Макьюэну, осознание эфемерности и конечности жизни — недостаточное основание для самоубийства, а понимание относительности своих убеждений — не повод для отказа от них. Мир доктора Пероуна и его семьи изменится, но выстоит — несмотря ни на что. Суббота закончится — начнется воскресенье.



Источник: "Эксперт" №29, 13 августа 2007,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
08.04.2019
Книги

Самый что ни на есть первый

В «Отделе» кроется хитрость: на самом деле роман не второй, а самый что ни на есть первый, так же напечатанный в «Волге» аж три года назад. В книге легко просматривается сальниковский стиль: герои, несмотря на жестокость, выглядят нелепыми и смешными, а реальность периодически сбоит и удаляется от нормы.

Стенгазета
25.03.2019
Книги

Приговор Европе

Выбор темы и места действия романа не удивляют. Дмитрий Петровский — консерватор и националист, автор «Спутника & Погрома» и Russia Today, житель Берлина и критик устоев современной Европы. Во взглядах автора и кроется основной смысл романа.