Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

18.07.2007 | Арт

Вдох-вход и выход-выдох

Визуальная гимнастика на выставке в галерее «Проун».

Народное искусство слишком большой популярностью (простите за каламбур) не пользуется. Прялки-моталки, горшки и кочережки выставляют у нас в музеях так погано, что смотреть на это сил никаких нет. А причина в том, что буйную энергию этого искусства, его хтоническую первородную силу советское и постсоветское государство умудрилось убить идеологической смердятиной. Отделы с пыльными витринами, где томились (и томятся) образцы народных промыслов, в среднестатистическом советском музее служат прологом к какому-нибудь рассказу о беспросветной нужде и тяжкой доле. А о том, что искренний, неуемный в своей гениальной неправильности мир этого искусства вводил в транс авангардистов (начиная с Пикассо, мастеров «Бубнового валета» и Пиросмани), в «совке» и думать-то запрещалось. Даже после перестройки, когда тема влияния народного искусства на поэтику русского авангарда стала мейнстримом (не в последнюю очередь благодаря монографии «Бубновый валет» историка искусства Глеба Поспелова), в работе с коллекциями народного творчества традиционных музеев мало что изменилось.

Сегодня две линии художественной жизни так и идут не пересекаясь: модный авангард с его бутафорским шлейфом криминальных и рыночных сенсаций и отдельными подлинно сенсационными находками и научными открытиями... и немодное народное искусство, которое жухнет в традиционных музеях и интересует немногих чокнутых фанатов-коллекционеров и научных сотрудников.

Приятно, что к этим чокнутым можно причислить милую Марину Лошак. Она давно уже увлечена благородной идеей доказать, что безымянные деревенские расписные свистульки, люльки, кроватки и лопатки, собственно говоря, и являлись преддверием авангарда как такового. Символично, что после выставок прялок и свистулек, раздобытых в ходе этнографических экспедиций во многие области России, главным героем новой выставки Марина выбрала именно дверь. В галерее «Проун» представлены двери, приобретенные у крестьян Вологодской губернии. Самая ранняя – с кудрявым львенком – датируется 1847 годом. Двери низенькие – чтобы войти, нужно согнуться. На севере тепло берегут. Расписывалась та сторона, что обращена была к улице. Потому на простых дощатых оборотах каждой двери сотрудники галереи мелом написали слово «Выход». В связи с концептуальными программами новейшего искусства надпись принимается очень современно. Главное же впечатление таково: на выставке удачно артикулирована способность традиционного искусства стимулировать проектное мышление всего европейского модернизма. Выполнять функцию своеобразной гимнастики для глаз.

Картиночки восхищают бесшабашной свободой пластического языка и одновременно следованием жесткому иконографическому канону.

Ведь сюжеты росписей хранились в памяти разных поколений и передавались как завещание. Очень часто изображали львов. Объяснение тому простое: дверь расписывалась снаружи, и лев служил оберегом, охранной силой (вспомним скульптурные фрагменты фасадов храмов Владимира и Суздаля, где похожие кудрявые львята вплетались своими хвостами во фризы порталов или аркатурно-колончатых поясов; надпись «Осторожно, злая собака!» – атавизм той же средневековой культуры). Любо-дорого смотреть на натюрморты – вариации лубочных вывесок с самоварчиками, птичками, штофчиками и селедочкой, которыми так пленялись русские сезаннисты-бубнововалетовцы первых десятилетий прошлого века. А нарисованные на дверях в разные периоды (вплоть до 1941 года) портреты бравых солдат с закрученными усами свидетельствовали о том, что дверь разделяла два вековечных и, увы, чаще одновременных понятия русской истории – «войну и мир».



Источник: "Время новостей", №122, 2007,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
14.11.2019
Арт

Экслибрис или мем?

В работах, сделанных непрофессиональными художниками находим прямые отсылки к современной культуре. Если к работам с котами добавить смешную фразу, экслибрисы превратятся в «кошачьи» мемы. А обилие женских образов говорят об интересе авторов к проблемам феминизма или восприятию женского тела.

Стенгазета
05.11.2019
Арт

Семь способов не потеряться во Владивостоке

Во Владивосток на несколько недель приезжали художники со всех стран мира, которые исследовали город со всех доступных им ракурсов — одни работали на сопках, другие забирались в бомбоубежища или отправлялись к морю, попутно расплетая собственные личные истории.