Россия, 2007
27.06.2007 | Кино
Второе дыханиеНовейший питерский реализм
Попугав смазливую медсестричку рассказами о помидорах-убийцах, проводив очередного пациента в морг и отдав водительские права инспектору ГИБДД, веселый и пьющий анестезиолог Сережа Маслов возвращается домой, в типичную питерскую коммуналку, чтобы услышать две новости – плохую и очень плохую. Первая: его 16-летняя дочь ушла из дома к какому-то юному обормоту. Вторая: жена снова беременна. Ввергнутый в кризис среднего возраста перспективой появления в его 20-метровой комнатке четвертого жильца, Маслов запивает еще крепче и начинает терзаться – до седых волос дожил, а на квартиру так и не заработал.
И тут судьба, со свойственным ей изощренным юмором, дает Сергею шанс — платного пациента, знаменитого когда-то актера Журавлева (Леонид Броневой), человека вздорного и старорежимного. После недели ежедневных уколов Маслов получает от старика предложение, от которого сложно так запросто отказаться: обменяв свою квартиру на пристойное медицинское обслуживание, Журавлев теперь надеется купить смертельную инъекцию – за картину Репина «Старик с трубкой».
«Простые вещи» без преувеличения - лучший, самый виртуозный и в тоже время беспрецедентно скромный фильм за последние пять (а то и десять) лет российского кино.
На «Кинотавре», где «Вещи» будут состязаться с балабановским «Грузом 200», «Тисками» Валерия Тодоровского и «Два в одном» Киры Муратовой, ему наверняка дадут приз за режиссуру – а если не ему, то это будет означать одно из двух. Либо после претенциозных экспериментов «Эйфории» и кошмара всех лже-блокбастеров от «Волкодава» до «Параграфа 78» у русского кино действительно открылось второе дыхание - что, конечно, замечательно. Либо жюри, загипнотизированное магией имен, потеряло способность видеть вещи такими, какие они есть.
А есть вот что: Попогребский снял кино, от которого исходит ощущение настолько удивительной законченности и цельности, что память после просмотра отказывается вырывать из него отдельные сцены и эпизоды. Такое чувство возникает редко, и его ни с чем не спутаешь.
Да, это именно он, негромкий шедевр, в котором все находится на своих местах и случается единственно правильным – хотя и совершенно непредсказуемым - образом. Здесь ежеминутное появление водки на столе обусловлено только художественными резонами, а не требованиями спонсора. Здесь разговоры мужчины с женщиной, наконец-то, выглядят как разговоры двух живых и взрослых людей – а не начитавшихся дамской беллетристики роботов. Здесь режиссура так тонка и внимательна, что Леонид Броневой уравнивается в правах с неизвестной и явно непрофессиональной актрисой-подростком – и оба они при этом выглядят одинаково правдиво и выразительно.
Кроме того, «Простые вещи» - отчетливо русское кино, а не, скажем, «Джармуш, как если бы его переснял Каурисмяки под присмотром Сергея Сельянова».
Эта русскость совершенно не раздражает (что тоже случается редко), она лишена лунгинской сусальности, мессианства Сокурова и Звягинцева, злой балабановской мизантропии и игривого михалковского барства.
Бэкграунд советского кино - конечно, не «большого стиля», а мелкомасштабных проблемных и человечных драм 1970-х – чувствуется тут в каждом кадре (оператором был известный документалист Павел Костомаров), в каждом монтажном стыке. Причем чувствуется не как досадный рудимент, а как старый, надежный фундамент для нового здания – пусть и малогабаритного, зато населенного настоящими людьми.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.