Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

04.04.2007 | Колонка / Общество

Странная история

Никакой согласованной внешней политики нет

В прошлую пятницу я уж было собрался поздравлять наше внешнеполитическое ведомство с крупным успехом. Неназванный высокопоставленный российский дипломат поведал корреспонденту Рейтер почти сенсационные новости. Во-первых, оказывается, после телефонного разговора президентов России и США немедленно начались неформальные переговоры по вопросам противоракетной обороны. Во-вторых, этот самый дипломат допустил, что эти переговоры могут завершиться договоренностью о создании коллективной системы ПРО. Мало этого, мидовец не исключал, что элементы этой системы могут быть развернуты и на российской территории. "Для начала мы должны определиться, какие угрозы существуют. И если угроза действительно исходит от Северной Кореи и Ирана, то есть смысл использовать нашу территорию, и почему бы это не сделать? Для России ничто не является невозможным, если к нам разумно относиться",- многозначительно заключил наш дипломат.

Это заявление давало единственное рациональное объяснение той истерики, в которой вот уже несколько месяцев бьется российское руководство, как только речь заходит о намерении Вашингтона развернуть третий позиционный район системы ПРО в Польше и Чехии.

Кремль, как мы помним, уже пригрозил Америке выходом из Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности и невиданными боеголовками, способными преодолеть любую систему ПРО. И это при том, что специалисты неоднократно разъясняли, что и из-за размеров российского ядерного арсенала, и вследствие месторасположения наших ракет американская противоракетная оборона не дает США никакого стратегического преимущества.

Но нельзя не признать, что во внешней политике иногда полезно валять дурака. Делать вид, что считаешь угрозой то, что угрозой не является. Изображать гнев, когда никто и не собирался тебя оскорблять. И аккуратно разыгранное возмущение могло бы разрешить самую острую проблему нашей внешней политики. Проблема заключается в том, что Вашингтон не обращает на нас внимания. Достаточно почитать только что одобренный Путиным "Обзор внешней политики", чтобы понять: вопреки всей болтовне о приверженности многополюсному миру российская политика остается сугубо американоцентричной. То есть все, что происходит в мире рассматривается через призму отношений с США.

Но все дело в том, что Россия давно уже не является главным приоритетом для Вашингтона. Ни в качестве партнера, ни в качестве противника. И в этом состоит главная российская внешнеполитическая проблема.

Решить ее можно, лишь навязав США переговоры в той единственной сфере, в которой Россия все еще равна Америке - в сфере ядерных вооружений. Все годы после подписания в 2002 году Договора о стратегических наступательных потенциалах (документа, который был скорее декларацией о намерении Вашингтона сокращать свой ядерный арсенал по мере того, как будет уменьшаться в силу неизбежного старения российский). Чтобы подтвердить свой статус, Москва пыталась вовлечь Вашингтон в новые большие переговоры, вроде тех, что шли все 80-е годы. Предлагалась обсудить вопросы о тактическом ядерном оружии, продлении срока действия Договора СНВ-1 и т.д. Американцы переговариваться большого желания не выражали.

Развертывание ПРО дало новый шанс. Вашингтон явно недооценил силу ответной реакции Москвы. Вступать в конфликт с разгорячившейся Москвой было не с руки. Чиновники Госдепа и Пентагона заговорили о возможности совместных усилий в сфере ПРО. Последовала беседа президентов, в ходе которой президенты определили параметры будущих переговоров.

После чего, как водится, анонимный представитель МИДа озвучил западным корреспондентам российскую переговорную позицию. Можно было праздновать победу. И тут произошло нечто странное.

На следующий день официальный представитель МИДа Михаил Камынин заявил: "Данное сообщение не соответствует действительности и абсолютно не отражает позицию России по проблематике ПРО". Это очевидный скандал.

Невозможно представить, что аноним из МИДа делал первое заявление по собственной инициативе. Стало быть, за сутки российская позиция решительно изменилась. Может быть, выяснилось, что подчиненные неправильно поняли Путина, и внешнеполитической целью являются отнюдь не переговоры с США. Может быть, теперь Соединенные Штаты нужны Кремлю только в качестве "бумажного тигра", которым всякие "Наши" будут пугать сограждан. Как бы то ни было, вся эта история показала, что никакой согласованной внешней политики нет. А есть борьба вокруг ее главных тем.

   



Источник: "Ежедневный Журнал", 02.04.2007,








Рекомендованные материалы



Шаги командора

«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.


Полицейская идиллия

Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»