Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

23.03.2007 | Анимация / Книги

Кто есть кто

Вышла «Энциклопедия отечественной анимации»

Только что в московском издательстве «Алгоритм» вышла «Энциклопедия отечественной анимации». Для тех, кто интересуется анимацией и знает, что книг по ней у нас практически не выходит, это замечательная новость. Хотя, в сущности, перед нами не совсем энциклопедия. Главное содержание книги -- данные о деятелях отечественной анимации плюс объемистая вступительная статья об истории развития мультипликации в России и СССР. Такое издание правильнее было бы назвать «Кто есть кто в отечественной анимации».

Уже сейчас создатели энциклопедии говорят о том, что в ней упущено, какую информацию не удалось добыть, какие архивы оказались утерянными или закрытыми. Но даже то, что сделано, поразительно: это свод из

1050 имен, биографий, фильмографий деятелей анимации практически всех основных профессий -- режиссеров, художников, аниматоров, операторов, монтажеров, композиторов, актеров, озвучивавших фильмы, причем не только из России, но и из бывших республик.

Не вошли в книгу разве что представители самых низших, технических специальностей -- прорисовщики, фазовщики, но в биографиях тех профессионалов, которые начинали с низов, этот этап указан. Для очень маленького коллектива составителей (причем львиную долю информации подготовил энтузиаст анимации Сергей Капков) -- объем очень большой и, конечно, упущений в книге хватает. Из-за сжатых сроков и небольшого гранта, который выделило Федеральное агентство по культуре на выпуск энциклопедии не удалось сделать даже очень важный для справочников такого рода указатель фильмов. Эту роль берет на себя указатель на портале animator.ru, куда постепенно переносятся все данные справочника.

Теперь понятно, что важно не потом -- когда-нибудь -- сделать энциклопедию с дополнениями и изменениями, а на базе этого справочника составить два совсем различных тома. Первое из них так и останется справочником, научным изданием, необходимым профессионалом. Тогда в нем станет еще больше имен, он получит разветвленный справочный аппарат и превратится в гигантский том. Второй -- чего мы особенно ждем -- должен оказаться настоящей, популярной энциклопедией отечественной анимации, о необходимости которой уже талдычат на каждом углу. Имен в этой книге останется гораздо меньше (понятно, что рядовому любителю нет необходимости знать, скажем, имена монтажеров), но зато в статьях об авторах кроме биографий появятся коротенькие статьи, из которых мы сможем понять их значимость и манеру работы. Будут статьи про многочисленные анимационные студии России, про национальные анимационные кинематографы, про анимационные школы, рассказы про техники анимации, про авангардные фильмы, про историю.

Такую энциклопедию можно будет читать, как роман, -- помните, как многие вдоль и поперек перечитывали кинословарь, вышедший в середине 80-х?

Для многих из нас он стал первым учебником по кино. Я, конечно, уж и не говорю о том, как было бы прекрасно, если бы у нас появилось хоть какое-то издание, обобщающее опыт зарубежной анимации (посмотрите, какой сегодня к ней громадный интерес), -- таких книг и за рубежом немного. Но про нашу-то анимацию писать больше некому, кроме нас. Только надо, чтобы это не ложилось опять на одних энтузиастов, как у нас почему-то происходит во всем, связанном с мультфильмами. Энциклопедия -- дело кропотливое, основательное и небыстрое. Зато такая книга останется надолго.



Источник: "Время новостей", №49, 22 марта 2007 года,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
08.02.2022
Книги

Почувствовать себя в чужой «Коже»

Книжный сериал Евгении Некрасовой «Кожа» состоит из аудио- и текстоматериалов, которые выходят каждую неделю. Одна глава в ней — это отдельная серия. Сериал рассказывает о жизни двух девушек — чернокожей рабыни Хоуп и русской крепостной Домне.

Стенгазета
31.01.2022
Книги

Как рассказ о трагедии становится жизнеутверждающим текстом

Они не только взяли и расшифровали глубинные интервью, но и нашли людей, которые захотели поделиться своими историями, ведь многие боятся огласки, помня об отношении к «врагам народа» и их детям. Но есть и другие. Так, один из респондентов сказал: «Вашего звонка я ждал всю жизнь».