Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

13.03.2007 | Общество

Собор социальной справедливости

Этика делания против эстетики вымогательства

Завершившийся 7 марта XI Всемирный русский народный собор прошел, можно сказать, буднично. Ни тебе новых нравственных кодексов, ни правовых концепций, которыми соборяне, что ни год, одаривали общество. Но, быть может, поэтому гораздо более деловито — к тому же и тема обязывала «Богатство и бедность: исторические вызовы России».

Признаюсь, меня на этих форумах всегда занимала мысль, что за люди на них присутствуют, что это за общественные организации, которые, собственно, и составляют Собор, действующий под духовным руководством Русской православной церкви.

В зале, в отличие от последних Рождественских чтений, где было много молодежи, преобладала публика солидная, лет 40-50 и старше. Мне удалось поговорить с несколькими участниками заседаний, вот их короткие истории.

Нина Жукова, председатель региональной общественной организации «Клуб «Реалисты» (создана в 1994 году):

— Основная наша цель – собрать профессионально высоко подготовленных людей для обсуждения проблем независимо от их политической принадлежности.

К нам могут прийти преподаватель, ученый, художник, писатель, состоящий в любой партии, но на заседаниях клуба, которые собираются раз в месяц в столичной мэрии, они имеют право выступать со знанием дела, но не от имени своей политической структуры.

После этого мы обобщаем материал (например, в феврале у нас была тема: «Россия, Белоруссия, Украина – единое миграционное пространство») и издаем сборник, который бесплатно распространяем по библиотекам. За 13 лет накопилось довольно много материалов, и сейчас мы издаем так называемую Антологию реализма, два тома уже вышло, третий в производстве. То есть мы такая аналитическая структура. Пишем записки в Администрацию президента, информируя их о том, что собирались, обсуждали, хотите, используйте наши материалы. Правительству тоже готовим свои рекомендации. Основателем был Юрий Петров, теперь он отошел от дел, и последние 4 года руковожу я. В правление входят Глазьев, Рогозин, Чуев, Сергей Пыхтин, всего сейчас 135 участников. Существуем на взносы, годовой взнос – сумма месячной зарплаты, а в издании книг помогают спонсоры, в основном средние или скорее даже мелкие предприниматели.

Владимир Хомяков, координатор движения «Народный собор», объединяющего православно-патриотические организации, в том числе информагентства «Правая.ру», «Русская линия», Союз православных хоругвеносцев (возникло в 2005 году):

— Движение ставит перед собой задачу объединить две составляющие патриотического движения – православную и национальную.

В основе любых преобразований в России должна лежать ценностная революция – возвращение к традиционным, православным по своему происхождению и национальным по своей сути, ценностям.

Отсюда как производное вес остальное – экономика, политика, общественное устройство и т.д. На официальном уровне у нас заявлена совсем другая позиция – списать все с Запада, поскольку там колбасы больше. У нас действует средневековый принцип – чья власть, того и вера. Какая партия приходит к власти, та и намечает курс страны, а смена идеологии в зависимости от партии — совершеннейший идиотизм. Страна не может менять идеологию каждые несколько лет. Ментальность нации не формируется в одночасье, наша сформировалась в XV-XVI веках, это Третий Рим, принцип Святой Руси, то есть формирование общества на Божеских принципах. Это идеал, который мы и должны воплощать в жизнь. Надо привести в соответствие подкорку и окружающую действительность.

Нина Курашева, координатор Российского земского движения, курирует культуру:

— Земское движение существует 15 лет и охватывает 39 регионов. Последние годы в основном занимаемся благотворительностью совместно с Благотворительным фондом социальных программ. Устраиваем концерты, просветительские мероприятия, культура ведь у нас в России находится за чертой бедности.

Есть большая программа по обучению провинциальных врачей «Врачи Москвы врачам провинции».

А вот и редкие представители молодежи:

Михаил Бутримов, заместитель руководителя молодежной организации «Национал-патриоты России» (основана в 2003 году, насчитывает 3-4 тыс. человек):

— Одна из целей нашей организации — всемерное участие в построении национального государства, социальная справедливость с непосредственно национальным порядком. Что мы понимаем под национальным государством: власть по духу и по крови должна принадлежать коренному населению.

Мы сами вправе выбирать, что нам нужно и что нам лучше. Коренное население — это те, кто исторически проживал на территории России, и те, кто так или иначе причисляет себя к русскому народу. Кто принимает культуру и наши традиции без попытки навязывать свое мнение. В общем, суверенная демократия, как говорит Сурков.

Существуем исключительно на членские взносы, денег немного, но зато мы независимы. Мы преследуем не количество, а качество, поскольку в выборах участвовать не собираемся. В 2005 году были в числе организаторов Правого марша, но в 2006-м вышли из оргкомитета в силу разногласий с ультраправыми. Занимаемся благотворительностью, вот уже второй год организуем помощь детскому дому, в прошлом году подмосковному, в этом — в Тульской области. Кое-что делаем в социальной сфере, в частности, организуем акции протеста против ТСЖ, поскольку это не что иное, как попытка переложить на плечи жильцов ответственность за свой жилищный фонд. Мы против реформы ЖКХ в том виде, какой она имеет сейчас. Люди не понимают, к чему она приведет, и мы объясняем им.

Дмитрий Зубов, представитель Национального студенческого союза (возник осенью 2006 года после событий у станции м. «Добрынинская», где Движение против нелегальной иммиграции пыталось провести несанкционированную акцию протеста против "засилья кавказцев в российских вузах". Поводом послужило нападение на студентов рядом с общежитием Тимирязевской академии, в котором участвовали выходцы с Кавказа. Тогда пострадали три человека, один из раненых позднее скончался. — «ЕЖ»):

— «Национальный» — это как бы обозначение государственности, никакого деления по национальному признаку у нас нет. Как сейчас модно, знаете, национальные проекты, только запущенные не сверху, а снизу.

Так вот 14 сентября возле станции метро «Добрынинская» был большой студенческий сход, ребята протестовали против беспорядков в общежитиях. Требовали ввести более строгие правила, в частности, не пускать торговцев с рынков, которых коменданты часто селят за деньги. Вот и решили создать организацию, которая защищала бы студенчество, профсоюз такой.

По закону профсоюз имеет право законодательной инициативы плюс студента невозможно исключить без ведома профсоюза, если ячейка НСС есть в вузе. Уже есть ячейки в Питере, Москве, Московской области, есть контакты с Киевом и Минском. Движения, как, например, «Наши», не имеют под собой никакой юридической подоплеки и не могут ничего требовать, а организация — это юридическое лицо, у нее больше возможностей. Тут уже можно требовать от ректоров улучшения бытовых условий, повышения стипендии. Ближайшие планы — вырасти до общероссийского уровня и создать разветвленную сеть юридической помощи студентам силами самих же студентов-юристов. Студенты-социологи будут проводить исследования, какие сейчас проблемы студентов заботят, не только в Москве или Питере, но и в глубинке.

Собор открылся пленарным заседанием, на второй день работал по секциям, где обсуждались духовные и материальные причины бедности, перспективы экономического развития страны, русская культура как фактор единства российского общества и государства и другие проблемы.

Однако в общем и целом всех выступавших на Соборе — а это политики и общественные деятели, чиновники, ученые и представители культуры, — на мой взгляд, можно было бы разделить на профессионалов-прагматиков и вдохновенных профанов.

Позиция профессионалов, пожалуй, отчетливее всего была выражена в докладе Сергея Глазьева, который назвал деградацию нашей социальной сферы, при том что на душу населения в России приходится больше национальных богатств, чем где бы то ни было, «страшнейшим провалом». И привел цифры, которые повторялись во многих докладах: огромный, в 20-25 раз, разрыв между 10% самых богатых и 10% самых бедных, причем треть находящихся за чертой бедности людей – это не пенсионеры и не маргиналы, а работающие люди, зарплаты которых ниже прожиточного минимума. Наш работник получает в 4 раза меньше, чем в развитых странах, при той же занятости, поэтому более половины российских детей живут ниже черты бедности. Зафиксированная законом минимальная заработная плата не дотягивает до потребительской корзины, но и нормативы потребительской корзины занижены как минимум в 2 раза, а услуги культуры в ней вообще отсутствуют. Доля расходов ВВП на образование и здравоохранение в России в полтора раза ниже, чем в африканских странах. Вследствие криминализации рынка мы имеем завышение цен и снижение производства.

Вывод: государство не выполняет свои функции по организации эффективной рыночной экономики.

На низком уровне кредитование мелкого бизнеса, который мог бы дать возможность людям самим создавать рабочие места. Не обузданы аппетиты монополистов, что мешает свободной конкуренции. И, наконец, мы имеем несправедливое и неэффективное перераспределение, когда большая часть решений принимается в пользу богатых.

В этом же духе выдержано и Соборное слово, итоговое обращение к согражданам и соотечественникам, которое настаивает на необходимости, по слову патриарха, «этически ориентированной экономики», «более прямого, ответственного диалога между правительством, Федеральным собранием и гражданским обществом России».

Обращение призывает к развитию высокотехнологичной промышленности, обновлению инфраструктуры, поддержке науки и образования, предлагая дополнить национальные проекты еще одним — культурным. Одним из действенных механизмов выравнивания доходов авторам видится введение прогрессивной шкалы налогов на сверхдоходы и предметы роскоши. «Опыт большинства экономически успешных стран свидетельствует, что именно такая практика снимает социальную напряженность, преодолевает пропасть между бедностью и богатством» — резюмирует обращение.

Не исключаю, что часть соборян, тех самых вдохновенных профанов, была не удовлетворена столь «соглашательским» итоговым документом.

Еще на одном из секционных заседаний координатор движения «Народный собор» Владимир Хомяков выразил свое удивление «апелляцией к опыту развитых стран». «Там в основе всех отношений сделка, — сказал он. — Нам эти принципы не подходят: не сделка, а соборность». Далее оратор вкратце изложил соборные основания, которые должны регулировать экономику: «Собственность у собственников, а социальные обязанности — на государстве? Собственники должны участвовать в решении государственных задач». Тем более что 20% богатых в России «лично виновны» в обнищании 20% самых бедных, в «вымирании своих братьев по миллиону в год». «Социально-безответственную деятельность» богатых Хомяков готов приравнять к терроризму, а власти он обвиняет «в пособничестве» им. «Не выполняющий своих обязанностей перед обществом должен лишиться и прав, в первую очередь, права собственности». В этом, считает Хомяков, «христианско-социальный подход к проблеме социальной справедливости».

Выступление координатора движения «Народный собор» можно было бы считать нелепым казусом, если бы его настроения не разделяло изрядное число соборян. Но и это бы еще полбеды.

Главная проблема мне видится в том, что возглавляющие собор лидеры Русской православной церкви, с одной стороны, инициирующие документы «в духе социальной ответственности», с другой — сами своим поведением попустительствуют безответственности и инфантилизму.

Московская патриархия — сама по себе коллективный олигарх, располагающий огромными средствами. Однако много ли она заботится о церковном стаде? Не будем вспоминать о том, что храмы по всей стране восстанавливаются силами самих приходов, по крохам выцарапывающих деньги где придется. Что православные гимназии бедствуют, лишенные какого-либо централизованного вспомоществования. Что в духовных семинариях не хватает самого необходимого — учебников. Что за чертой бедности живут многие сельские священники, оставленные без всякого довольствия и пособия. Об этом свидетельствует не только трагедия в Тверской области, где священник был как раз не самый бедный, ибо справился даже с покупкой дома, пусть и задолжав крупную сумму. Но священники уже начинают тягаться с епархиальными властями в суде.

Подал в суд клирик Владимирской епархии Марк Вахриенко. Он служил на сельских приходах и одновременно с 2004 года занимал должность в управлении с окладом 1000 рублей. В октябре 2006 года его уволили по состоянию здоровья, через два месяца, впрочем, восстановив в новой должности. Однако это время он не получал никаких денег, с которых бы отчислялись налоги в Пенсионный фонд. В нормально функционирующем приходе налоги платит сам приход из собственных доходов, но совсем не во всякой деревне эти доходы есть: надо ведь еще и за электричество, и за отопление платить, отчислять налоги государству. Если на приходе пять старушек, то и с этими тратами не справиться. Теперь священник в судебном порядке требует от епархии компенсации за вынужденную недоплату.

Или вот ситуация с религиозным образованием. Наряду с Соборным словом на форуме было принято еще несколько резолюций: о развитии отечественной системы религиозного образования, о преподавании в школе «Основ православной культуры». И что мы в них читаем? «После закрытия безбожной властью десятков тысяч церковных школ реальную возможность приобрести такие знания большинству детей может предоставить только школа государственная». Вот тебе раз!

За 20 лет свободы и полного расположения совсем уже не безбожной власти, при бесконечных, все новых и новых льготах, церковь не удосужилась наладить образование в собственных школах.

Где же ответственность, к которой руководители патриархии так усердно призывают всех прочих? А ведь разваленная за годы Советской власти церковь могла бы действительно явить образчик заинтересованного отношения к делу. Но нет, слишком силен еще во всех нас советский человек, при малейшей возможности склонный перекладывать свои собственные обязательства на государство.

Впрочем, Собор показал, что не все потеряно. Если только в России возобладает этика делания, а не эстетика вымогательства.



Источник: "Ежедневный Журнал", 09.03.07,








Рекомендованные материалы



Шаги командора

«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.


Полицейская идиллия

Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»