Издательство АСТ
21.08.2005 | Книги
Из непридуманногоПоклонников «Кода да Винчи» ждет разочарование
Если бы роман скромного школьного учителя Дэна Брауна «Точка обмана», вышедший на днях в издательстве АСТ, был опубликован тогда, когда был написан — в 2002 году, за год до знаменитого «Кода да Винчи» и за два года до начала всемирной «брауномании» — его, скорее всего, никто бы не заметил.
Ну, еще один пресноватый политический триллер с питательной научно-популярной прослойкой, вполне в духе второстепенных романов Тома Клэнси и Фредерика Форсайта, но заметно уступающий им по качеству. Бедный, какой-то очень узнаваемо «учительский» (ни в коем случае — ни-ни! — не выходящий за рамки школьной программы) язык.Пошловатая любовная интрига в стиле «розового» дамского чтива: красавица-дочь сенатора в объятиях красавца-океанолога. Банальный и предсказуемый сюжет, построенный вокруг злонамеренной подтасовки в ходе президентской предвыборной гонки. Утомительно-однообразный, соперничающий по своей серости с полярным небом в межсезонье, антураж станции по исследованию метеоритов, затерянной в гренландских льдах.
Словом, решительно ничего особенного: девяносто восьмое место в читательском рейтинге, тираж 3000 экземпляров и прочное забвение через две недели после выхода — вот на что могла бы рассчитывать «Точка обмана», сложись все иначе.
Но роман этот издан сегодня, и потому ему уготована совсем другая судьба. Все книжные магазины России спешат выставить его на самые видные полки, издатели, радостно потирая руки, допечатывают тираж, а люди с «Точкой обмана» в руках составляют значительную часть популяции в общественном транспорте (несмотря на то, что стоимость пятисотстраничного тома беспрецедентно высока — до трехсот рублей в магазинах, а на лотках и того выше). Индивидуальное качество текста в данном случае значения, конечно же, не имеет: спросом пользуется не сам конкретный роман Дэна Брауна, но «очередной бестселлер от создателя «Кода да Винчи».
Вот о нем — последнем — и поговорим. Обсуждать его художественные достоинства и недостатки — все равно, что толковать о тонкостях вкусового букета «Арбатского розового», производимого, как известно, из «концентрата винопродукта». Иными словами, занятие совершенно бесперспективное.
Однако как культурный феномен роман этот вызывает определенное уважение: что бы ни говорили по его поводу скептики, но миллионные тиражи никогда не возникают из пустоты. И потому запросто от «Кода да Винчи»— дескать, ширпотреб, дешевка! — не отмахнешься. Книга, вознесшая безвестного начинающего литератора на самую вершину литературного Олимпа, достойна внимания уже по одной этой причине.
Но «Точка обмана» — дело другое. Даже самый маститый создатель бестселлеров зачастую может предъявить особо дотошному читателю свои ранние малоудачные опусы. Имеются такие и у Стивена Кинга, и у Джоан Роулинг, и даже у нашей Александры Марининой. Однако сам факт их наличия не означает автоматически необходимости их тиражировать и распространять. Более того, многие авторы, оберегая свою репутацию, сами противятся публикации юношеских неудачных вещей. Но издателям Дэна Брауна не до таких мелочей: кто будет беспокоиться о добром имени писателя, когда на нем без всякого труда можно заработать еще пару-тройку миллионов? Именно поэтому настоящим преданным фанатам «Кода да Винчи» «Точку обмана» читать категорически не рекомендуется — зачем портить впечатление о любимом писателе? Всем же прочим читать ее тем более незачем по причинам, указанным в самом начале.
Впрочем, издателей подобного рода соображения заведомо не остановят. Говорят, уже на подходе русский перевод следующего «раннего Брауна» — роман «Цифровая крепость». Вещица, надо сказать, еще позабористей «Точки обмана» — возможно, именно ей суждено окончательно похоронить славу Дэна Брауна, «гениального беллетриста» и «создателя легендарного «Кода».
Книжный сериал Евгении Некрасовой «Кожа» состоит из аудио- и текстоматериалов, которые выходят каждую неделю. Одна глава в ней — это отдельная серия. Сериал рассказывает о жизни двух девушек — чернокожей рабыни Хоуп и русской крепостной Домне.
Они не только взяли и расшифровали глубинные интервью, но и нашли людей, которые захотели поделиться своими историями, ведь многие боятся огласки, помня об отношении к «врагам народа» и их детям. Но есть и другие. Так, один из респондентов сказал: «Вашего звонка я ждал всю жизнь».