06.03.2007 | Память
Умер Алексей КомечАлексей Ильич Комеч был подвижником, боровшимся за каждый флигель и фасад, уцелевший внеблагосклонной к наследию России
На 71 году жизни после тяжелой болезни скончался Алексей Комеч. Читатели знают Алексея Ильича по тем удивительно точно, веско сказанным словам интервью, которые он давал в защиту уничтожаемой на глазах властями разного ранга российской архитектуры.
Алексей Ильич Комеч был подвижником, боровшимся за каждый особнячок, за каждый флигель или фасад, уцелевший в неблагосклонной к наследию России.
Архитектура была главным делом Алексея Ильича. Им написано и опубликовано более 80 научных трудов по истории, теории, сохранению и реставрации зодчества. Главной темой научных интересов А.И. Комеча была Древняя Русь, ее архитектурное наследие в перспективе взаимодействия с Византией. Стиль научных сочинений Алексея Ильича кому-то может показаться слишком строгим, педантичным. Как точно сказал коллега и друг ученого Глеб Поспелов, «в своих писаниях А.И. Комеч был застегнут на все пуговицы». Ответственность перед наукой – превыше всего. Совершенное преображение случалось, когда Алексей Ильич устно рассказывал про памятники: и во время лекций, докладов, и во время частых путешествий по России и Италии, которую он обожал. Душа его расцветала, и слова становились объяснением в любви шедеврам человеческой мысли и духа. Эту отзывчивую любовь можно сегодня увидеть на фотографиях архитектурных шедевров, которые А.И. Комеч собирал в огромный архив.
С 1994 году Алексей Ильич стал директором Государственного института искусствознания Министерства культуры РФ (ныне – Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ). В рамках института А.И. Комеч курировал грандиозный, и сегодня продолжающийся труд по изданию свода памятников архитектуры и монументального искусства Российской Федерации. Этот каталог неоценим в деле защиты той малой толики великого культурного наследия страны, что пощадило подлое (всегда подлое в России) время.
Последней большой идеей ученого было издание новой комплексной истории русского искусства. Алексей Ильич успел подготовить как руководитель первый том, посвященный архитектуре Киевской Руси. Символично, что исследователь ввел в текст очерк, посвященный мировосприятию византийского архитектора. История искусства как история души и духа – вот, что самое ценное в гуманитарной науке. Потому-то сравнительно недавно А.И. Комеч опубликовал текст о пути искусствоведа, в котором смиренно просил людей науки, самозабвенно увлеченных формальными изысканиями, не терять восхищения перед красотой.
Цикл состоит из четырех фильмов, объединённых под общим названием «Титаны». Но каждый из четырех фильмов отличен. В том числе и названием. Фильм с Олегом Табаковым называется «Отражение», с Галиной Волчек «Коллекция», с Марком Захаровым «Путешествие», с Сергеем Сокуровым «Искушение».
На протяжении всей своей жизни Эдуард Успенский опровергал расхожее представление о детском писателе как о беспомощном и обаятельном чудаке не от мира сего. Парадоксальным образом в нем сошлись две редко сочетающиеся способности — дар порождать удивительные сказочные миры и умение превращать эти миры в плодоносящие и долгоиграющие бизнес-проекты.