Авторы
предыдущая
статья

следующая
статья

05.03.2007 | Кино

Мордор на Вейдере

«Волкодав» способен если не вернуть, то подогреть патриотическую веру в скорое величие родного кино

«Волкодав» Николая Лебедева - долгожданный новорусский суперхит, на съемки которого журналистов зазывали еще два с половиной года назад, - наступает широким фронтом: параллельно появятся компьютерные игры про Волкодава, железно выйдет «Волкодав-2», а по весне канал НТВ должен показать сериал о молодых годах все того же Волкодава. Впечатления от просмотра, однако, остаются двойственными.

То, что фильм крутой (и не только по нашим производственным меркам), - это безусловно. За последний год наша публика, будучи обманута многочисленными рекламами о «самом навороченном», «самом приблокбастерном», «самом офигительном» фильмах года, за которыми таилась примитивная туфта, поостыла к родному кино.

Но «Волкодав» способен если не вернуть, то подогреть патриотическую веру в его скорое величие. У нас тут всё - как у взрослых.

Рубятся на мечах - натурально и нормально. Развитие действия - в темпоритме Спилберга: вскоре после начала фильма я поймал себя на том, что наблюдаю уже четвертое незабываемое мочилово, причем эпизодов было собственно четыре. Компьютерная анимация? На уровне. Клёво. По понятиям.

Сюжет описывать не стану. Ясно, что он сводится к сражению тотального Добра с непроницаемым Злом, от которого зависят судьбы в общем-то всей Земли. «В общем-то» потому, что дело происходит в мире искусственном. Даже не самый подготовленный зритель узнает в нем вымышленный мир древних славян либо родственных им варягов. Волосы у всех хороших героев - светлые. Глаза - если не голубые, то и не темные. А если в их среду затешется положительная брюнетка, то ее прикончат в первом из реально серьезных боев. Впрочем, понятно и то, что в нужный момент эта приконченная непременно очнется, провалявшись всю ночь убиенной и окровавленной, и успеет дать главному герою указание, куда именно надо идти спасать любимую и где гробить врагов. И тут же, по произнесении последнего слова, благородно отойдет. Сей штамп в кино непременен, как луна в последней фазе. Все действия в фильмах жанров триллер, фэнтези и ужас происходят только тогда, когда луна на глазах подсуетившегося кинооператора выходит из-за облаков - такой момент удачно подловил и оператор «Волкодава».

Вывод № 1, к которому мы ведем читателя: публика при просмотре этого фильма будет в восторге. Поскольку наконец-то мы - им! В баскетболе - на клубном уровне. В волейболе - на уровне женской сборной. В биатлоне - в эстафетах. И в кино теперь еще. Ура!

Вывод № 2, к которому неизбежно придет публика развитая: а у нас свои-то мысли есть?

Смущает то, что «Волкодав» без всяких сомнений и комплексов, без какого бы то ни было постмодернистского юмора содран с «Властелина колец» и иже с ним. На предмет того, сколько именно цитат из «Властелина колец» можно насчитать в «Волкодаве», вы перед походом в кино можете заключать пари с друзьями - хоть на поп-корн, хоть на последующие суши. Уточнение: я не имею в виду роман-первоисточник Марии Семеновой, который не читал. Если я смотрю экранизацию «Войны и мира» или «Идиота», я естественно сравниваю экранизацию с первоисточником. Но уж делать подобное одолжение отечественному литературному масскульту - извините. В конце концов, кино есть кино. Я оцениваю именно то, что вижу на экране, а не роман, по которому фильм якобы снят.

Итак, про цитаты из «Властелина колец». В фильме есть Черные всадники. Есть девушка-воительница, считай что Йовин. Есть характерные для всякого, кто видел «Властелина», остро заточенные горы с подземельями. Есть между ними (во «Властелине», внутри них) держащиеся на честном слове каменные мосты, которые, ясен пень, начнут в конфликтный момент разборок обрушиваться. Есть свой Мордор - кошмар всея Руси и не только: земля необетованная.

Смешнее, однако, то, что в фильме есть и свой Дарт Вейдер - тут уже, знамо дело, речь о «Звездных войнах». Дарта Вейдера в омерзительном нечеловечьем шлеме, с механическим предплечьем, заменяющим отрубленное (цитата), с механическим страшным басом из уст (совсем уже цитата), зовут саморазоблачающимся именем Жадоба.

В «Звездных войнах» был, кстати, мерзопакостный персонаж по имени Джаба с отчетливо жабской внешностью: выходит, этого плохого, из «Волкодава», вылепили из двоих - Вейдера и Джабы?

Еще забавнее то, что режиссер Николай Лебедев явно смотрел в своей жизни не только «Властелина колец» и «Звездные войны». И всё, что смотрел, тоже применял к действию. Когда из разрубленного человека хлещет фонтан крови-клюквенного сока - это, понятно, цитата из Тарантино и, уважу насмотренность режиссера Лебедева, Такеси Китано, особенно из «Затойчи». Когда зловещий туман выхватывает по одному и уничтожает наших славных бойцов - не цитата даже, а воровство из «Тумана» Карпентера. Наиболее избранные из наших стреляют при этом из луков по супостатам, в точности как стреляли эльфы во все той же экранизации «Властелина колец».

Когда главный герой в исполнении Александра Бухарова (вот уж, право, открытие фильма!) заживляет свои раны - он Терминатор.

Впрочем, так же споро заживали кровавые раны на руках Натальи Бондарчук в «Солярисе» - не только же голливудчину смотрел Лебедев.

Когда герой ловко сражается с помощью шеста с не самыми плохими разбойниками (чтобы их не покалечить, но поучить) - он типичный герой Марка Дакаскоса из французского «Братства волка».

Правда, Волкодав творит все свои подвиги не только ради абстрактной идеи наказания зла, но и во имя государыни, которую обороняет. То есть ради современной русской национальной идеи, которая обязательно предполагает верность избранному правителю.

Тем не менее, возрадуемся тому, что у нас появился режиссер, который не зациклен на собственном таланте, а смотрит чужое - и при этом зарубежное кино. Нам нужны такие режиссеры. Они привнесут в роскино недостающий ему профессионализм. Ура-ура.



Источник: Русский Newsweek, № 50 (128), дек. 2006 - янв. 2007,








Рекомендованные материалы


Стенгазета
21.02.2022
Кино

Сцены супружеской жизни

Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.

Стенгазета
18.02.2022
Кино

«Превращение» в «Паразитов»

Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.