1995
27.02.2007 | Архив "Итогов" / Кино
Антисоветское киноЕсли верить голливудским фильмам, то "империя зла" - это опять мы
С некоторых пор, не интересуясь международной политикой, слежу за развитием скандала с ядерными чемоданчиками. Генерал Лебедь и академик Яблоков рассказали американцам, что в России припрятаны (и частично разворованы) портативные ядерные взрывные устройства, сделанные по заказу КГБ для проведения террористических акций. Ни Яблоков, ни Лебедь чемоданчиков не видели, но Яблоков уже выступил в палате представителей США и до смерти напугал конгрессменов очередной угрозой миру, исходящей из дьявольской России.
Эксперты утверждают, что ядерные чемоданчики - бред . Хорошо бы, чтоб эксперты оказались правы.
Однако мир в эти мини-бомбы уже поверил. Не мог не поверить! Знают ли наши политики, НА КАКИЕ представления о России лег триллер о чемоданчиках? Конечно, не знают - они ведь не ходят в кино. Между тем самый большой урон репутации страны наносят сейчас не конфликты в Чечне, а голливудский кинематограф. Американские конгрессмены, как и весь остальной мир, уже два года подряд смотрят фильмы, в которых русские (в Голливуде "русские" - все, кто живет в РФ) предстают злодеями. Маньяками, мечтающими о былом величии СССР и желающими поставить мировую цивилизацию на колени. Кровожадными коммунистами, которые одновременно безжалостные мафиози. Циниками, распродающими сволочам всего света ядерные боеголовки. Безумными националистами, убивающими... американских женщин и детей.
Приехали.
Кстати, теперь именно русские - самые известные и жестокие международные террористы. Позвольте, но в мире нет русских террористов!
Есть арабские, ирландские... Ну, как же нет, когда в кино есть. Фильмы про ирландских террористов делаются тоже. Но что такое ирландский террорист? Это человек с изломанной судьбой (новейшие фильмы "Майкл Коллинз" и "Собственность дьявола"). Русский террорист - совсем не то. Это безжалостная машина. Девять десятых населения планеты за политикой не следит и черпает информацию исключительно из фильмов. А кино утверждает: вот он - главный враг. Убей врага, не то он убьет тебя.
Ничего подобного не было со времен "Рокки" и "Рэмбо".
Первым открыто неприличным по отношению к нам фильмом из числа вышедших за последние два года стал джеймсбондовский "Золотой глаз". В 60-е, во время холодной войны, Бонд-Шон Коннери не пристрелил ни одного русского. Он вообще сражался не с КГБ, а с агентами некой наднациональной злодейской организации "Спектр". Этот "Спектр" постоянно пытался столкнуть СССР и США, чтобы спровоцировать третью мировую войну, но Бонд всякий раз оказывался расторопнее и не позволял ястребам-идиотам из двух сверхдержав нажать на ядерную кнопку.
Теперь, во дни глобального примирения, "Золотой Глаз" начинается с того, что Бонд-Пирс Броснан организует крупную диверсию на территории СССР.
Уже в перестроечные годы! Солдатиков-салаг в советской форме он выкашивает повзводно. Через несколько лет Бонд попадает в современную Россию. Но она выглядит в фильме отнюдь не демократической, а маразматической и опасной: русские генералы-мафиози, владеющие кодами секретного космического оружия, стремятся спалить Лондон. Зачем? Чтобы парализовать мировую банковскую систему и, пользуясь неразберихой, наворовать миллиарды долларов. Ой, ну да ведь это бондиана! Любой грамотный зритель в любой стране с ходу догадается, что это стеб.
Ага, как же, догадается! В какой-то момент стебно-условный стиль улетучивается без остатка и идут серьезные рассуждения о том, что советская империя, распавшись, стала еще более непредсказуемой и опасной. Прав вояка Бонд, не доверяя русским: именно от них исходит угроза цивилизации и порядку.
Поразительно, но у нас фильм мало кого задел. Крупнейшая отечественная прокатная фирма сделала его своим знаменем.
Элитарная публика Центрального Дома кинематографистов сидела и вежливо аплодировала. Тому, как нас мочат. Любому вменяемому гражданину было понятно, что "Глаз", при всех его шутках, кино нехорошее. Пропагандистское, великодержавное, ультраправое. Но высказываться на эту тему было неловко: в нас ведь сидит комплекс вины за наше прошлое. Да и чего, в конце концов, возмущаться, у нас же действительно бардак в стране, разве нет?..
После "Золотого Глаза" - пошло-поехало. Боевикам категории "Б", где действует злобная русская мафия, несть числа. Знаменитый продюсер Марио Кассар готовит ленту о том, как через американские банки, которые контролирует русская мафия, отмываются грязные деньги. Модный (и самый высокооплачиваемый в Голливуде) сценарист Джо Эстерхаз ("Основной инстинкт", "Щепка") сочинил историю про Россию и русскую мафию под названием... Ну, с одной попытки! Правильно: "Империя зла". Великий Жан-Клод Ван Дамм по-быстрому перемутузил нашенских в фильме "Максимальный риск"... В "Сломанной стреле" Джона Ву говорится, что в бывших советских республиках можно добыть ядерную боеголовку за два БМВ...
Неважно, что на самом деле именно в ракетных войсках у нас сохраняются дисциплина и порядок, а все ядерные боеголовки были перевезены из бывших союзных республик в РФ без единого ЧП (см. статью Александра Гольца в "Итогах" от 26 августа).
Голливуду - наплевать. Он продолжает терроризировать мир нашими головками. Только что вышел "Миротворец", о котором речь ниже.
Однако же обиднее всего в прошлом году задел "Чистильщик" - комедийный боевик со Шварценеггером, сделанный режиссером "Маски" Чарлзом Расселом. Вселенским злодеем, пытающимся раздобыть сверхмощное секретное оружие, оказывается... Сергей Иванович Петровский - наркобарон (!) и - по совместительству - крупнейший мировой террорист (!!). Оружие, необходимое ему для того, чтобы вывести международный терроризм на новый уровень (!!!), грузится на пароход с русской надписью "Победа. Новороссийск". "Коммуняки, сволочи", - сердится один из друзей Шварценеггера. "Они уже не коммунисты, а содружество независимых государств", - поправляет другой, поливая русскоговорящих матросов из крупнокалиберного пулемета.
"Чистильщик" - фильм политически корректный. Среди положительных помощников Шварценеггера выделяются представители меньшинств: афро-американцы, латино-американцы и гей-американцы. Но доходит до нас - и корректности привет. "Чистильщик" показал, что нас теперь можно пинать походя. Не заботясь ни о возможной реакции с нашей стороны, ни о том впечатлении, которое вынесет из фильма мировая публика. Фильм заработал сотни миллионов долларов, и смотрели его, в основном, люди юные, знаниями не обремененные. Информация о российских наркобаронах-террористах в головы, конечно же, запала.
Русский сезон в Голливуде
Похоже, все эти фильмы были пробой пера. А вдруг бы наши официальные лица или общественные организации взяли и возмутились? В 1997-м Голливуд обрушил на публику сразу три дорогостоящих проекта, целенаправленно бьющих под дых, и скоро обрушит еще. Все - с суперзвездами.
Сезон открылся "Святым", в котором русский националист (одновременно, по новейшей традиции Голливуда, мафиозо № 1), располагающий компьютерными супертехнологиями и бандой псов-убийц, дестабилизирует обстановку в России, чтобы захватить власть, а параллельно разбойничает в Европе. Москва выставлена городом мрака - не лица, а рожи. Качество клюквы невообразимое: например, чтобы спровоцировать энергетический кризис, наш националист-мафиозо собрал в единый резервуар нефть со всей России и спрятал ее под одной из сталинских высоток, где располагается его штаб-квартира.
Можем, оказывается, если захотим, выкачать все российские запасы нефти, тайно свезти их в Москву и заныкать под высоткой!
Готов допустить, что часть умных западных зрителей, смотря "Святого", тоже смеется. Однако же, по словам коллеги из "Итогов", присутствовавшего на предпоказе фильма в Лос-Анджелесе вместе с журналистами из разных стран, когда закончился сеанс, он почувствовал на себе настороженные взгляды. В общем, ему стало неуютно.
"Святой" - еще цветочки. Последовавший за ним Air Force One - "Президентский самолет" (он же "Борт № 1") - насаждает такую ненависть к подлецу-красному, что вспоминаешь "Рокки IV". "Президентский самолет" залетает на территорию не только России, но и Казахстана, которым, оказывается, долго правил кровавый диктатор - русский генерал-националист. Зовут его, кстати, Иван Радек (!! - опять не удержаться от восклицательных знаков). Московский спецназ - с одобрения правительства США - выкрал и арестовал Радека. В отместку группа русских фанатов-националистов (террористов, садистов и фашистов-коммунистов) захватила самолет, на котором президент США, его семья и администрация возвращались из Москвы в Вашингтон и ну убивать женщин-заложниц выстрелами в висок. Требование террористов - немедленно освободить Радека - нельзя выполнять никак, потому что... российские армия и народ восстанут под знаменем Радека и тут же (!!!) начнется третья мировая война.
Главного террориста играет Гари Олдмен с его обычным маниакальным выражением глаз. И Олдмен, и его товарищи изъясняются пусть на ломаном, но русском.
Вопят, что Америка еще будет просить у России прощения. Одним из факторов, отвратительно характеризующих террористов, является то, что все они воевали в Афгане. Фактором, положительно характеризующим президента США, служит то, что он - ветеран Вьетнама. Президент США дорожит: своей страной, своим народом, своей семьей, своими сослуживцами, своим боевым прошлым, своей бейсбольной перчаткой. В финальном бою прогрессивные "Фантомы" дают жару реакционным "МиГам".
В одних только Штатах фильм собрал 160 миллионов долларов (четвертое место в году) и сейчас успешно катается по миру. Как заметили журналисты из нью-йоркского "Нового русского слова", неприятно еще и то, что фильм снимался чуть ли не под патронажем Клинтона: именно он посодействовал тому, что в съемках участвовали ВВС США.
"Я пытаюсь донести до читателя сложность и разнообразность сегодняшней России - собираю факты, интервьюирую разных людей, - но (посмотрев один из таких фильмов) чувствую, что все мои усилия пропадают впустую, потому что Голливуд со своими упрощенными образами обращается к аудитории, которая в тысячи раз больше моей", - посетовал шеф московского бюро газеты "Вашингтон пост" Дэвид Хоффман.
Унтер-офицерская вдова продолжает с энтузиазмом сечь сама себя: как и "Святой", "Президентский самолет" закуплен для нашего проката.
Между тем в ноябре в Америке появится еще и "Шакал" с Брюсом Уиллисом - ремейк давнего фильма Фреда Циннеманна "День шакала" (правда, разница в том, что в первоисточнике французские генералы намеревались убить де Голля, теперь же русская мафия с помощью спеца-террориста пытается укокошить главу ФБР). А только что вышел "Миротворец", спродюсированный Стивеном Спилбергом.
Мы все очень любим Спилберга. Кто за "Дуэль", кто за "Челюсти", кто за трилогию об Индиане Джонсе. Спилберг - он добрый. Почти как Санта-Клаус. Он - защитник справедливости. Он - всегда там, где его ждут. Он - снял "Список Шиндлера". Он - присутствовал на похоронах принцессы Дианы. Он с добрым прищуром, почти как Ленин, глядит с обложек московских иллюстрированных изданий.
Поскольку "Миротворец" - визитная карточкая новой мощной кинокомпании DreamWorks SKG, где Спилберг (S), наряду с Катценбергом (K) и Геффеном (G), является одним из трех совладельцев, то, надо полагать, он всерьез размышлял над тем, какой именно фильм выпустить.
Добряк Спилберг, ясное дело, хотел, чтобы фильм имел политически важное звучание.
И что? Да ничего: мы уже привыкли. Русский националист-генерал (по совместительству бандит, связанный как с нашей мафией в Европе, так и боснийцами) похищает десять ядерных боеголовок. Генерала играет известный российский артист Александр Балуев. Чтобы скрыть факт похищения, генерал - с помощью своих псов-убийц - истребляет целый взвод охраны, затем организует столкновение перевозившего боеголовки состава с пассажирским поездом (куча жертв) и вдобавок устраивает посреди России ядерный взрыв. Дабы информированные зрители не усомнились в том, что все демонстрируемое - "почти правда", по ходу дела упоминаются Басаев, Яндарбиев, война Армении с Азербайджаном и прочие реалии.
Фразы: "Что за черт с этой Россией? Вечные беспорядки". "Русские? Да они не способны найти зимой снега!"
Все - молчу. Хотите - смотрите сами. Скажу лишь, что в современной России состав с ядерными боеголовками тащит не электровоз и не тепловоз, а паровоз с трубой и топкой образца 1913 года. И что конечная цель боснийских террористов, конечно же, Нью-Йорк (Николь Кидман и Джордж Клуни предотвращают ядерный взрыв за секунду до).
За последние годы вышло лишь два американских фильма про столкновения с русскими, которые можно считать "не-ястребиными". Оба про подводников. "Багровый прилив" Тони Скотта по всем внешним признакам фильм стандартный, звездно-полосатый: националист Радченко, развязавший гражданскую войну в России, готовит ядерную атаку на США, и американские подлодки бросаются наперехват. Но в подтексте фильма чувствуется издевочка и над сюжетом, и над ура-патриотизмом.
Другой фильм ("Враждебные воды") - об аварии, случившейся в 1986 году накануне встречи Рейгана и Горбачева. Советская и американская подлодки, традиционно гонявшиеся друг за другом по мировому океану, столкнулись у побережья Штатов. На нашей подлодке начался страшный пожар, который, если бы реактор или ракеты рванули, смел бы все Восточное побережье. Уникальный случай хорошего к нам отношения: русские матросы - герои, капитан (Рутгер Хауэр) - умница и смельчак, а вот в Пентагоне встречаются и варвары, которые злобно шипят, что в следующий раз надо потопить "этих скотов".
Кто виноват и что делать?
Почему Голливуд создает образ врага? Отчего - столь целенаправленно? (В наличии тенденции сомневаться не приходится.) Многие из новейших фильмов смотреть попросту неприятно. Это кино, несущее в себе (и порождающее) зло: если показать нашей публике "Святого", "Президентский самолет" и "Миротворца", то можно не сомневаться в появлении анти-американских настроений.
Мы, конечно, сами виноваты. Поток саморазоблачений и киночернухи, который мы обрушили на Запад в перестроечные годы, делает свое дело: в наше раскаяние все равно никто не верит, зато представление о себе мы создаем препакостнейшее. Мы "стараемся" и сейчас: сторонники фильма "Брат", только что прошедшего по ряду западных фестивалей, должны наконец понять, что там он воспринимается совсем иначе, чем здесь. Поглядев "Брата", знакомый канадец в шутку (?) сказал, что теперь купит пистолет, потому что у него слишком много знакомых русских.
В конце концов Голливуд зарабатывает на страхах и предрассудках. Значит, во-первых, нас там действительно боятся. Тем более - есть реальные основания: и Чечня, и опасная нищета наших военных, и бандиты.
В-вторых, если верить отечественной печати (в частности многочисленным публикациям в связи с недавним полувековым юбилеем ЦРУ), американские военные и разведчики труднее наших привыкают к мысли, что вражды больше нет, и изобретают врагов на каждом шагу. Директор ФБР Луис Фри недавно заявил, что обеспокоен расползанием по миру российской мафии. Распространяются серьезные доклады о силе российской оргпреступности и ее активизации в США. Между тем, по данным Интерпола, единая "русская мафия" - это миф. Есть лишь отдельные, не связанные между собой бандгруппировки, в которые объединились выходцы из СССР и СНГ. Любая из семей "Коза ностра" (их то ли сорок, то ли больше) мощнее всей мафии с Брайтон-Бич. А есть еще китайские триады, японская якудза и прочие гораздо более мощные преступные команды.
В-третьих, в Голливуде наверняка есть свои ястребы, словно бы демонстрирующие нам, что Россия уже более не сверхдержава, а вот Америка - да. И этим гордится. Заметно желание дожать бывшего равного соперника.
В-четвертых и в главных: жанру боевика необходим образ врага. Чем удобны Голливуду Россия и русские? (Размышления на эту тему в нашей печати уже появлялись.) Всем! Россия - далеко, к тому же не так сильна и не так амбициозна, как прежде. Далее: русские, что очень важно, белокожие. Голливуд (особенно после лос-анджелесских событий) опасается изображать злодеями афро-, латиноамериканцев или выходцев из юго-восточной Азии, которые составляют значительную часть населения и (кстати!) зрительской аудитории. Удобно и то, что русское лобби в Америке себя почти не проявляет. Если Голливуд обижает в боевиках какие-нибудь другие нации (можно припомнить недавние случаи с арабами и японцами), то у кинотеатров тут же выстраиваются пикеты. Русские же не бузят. А здесь, в России? Ну ведь можно же хотя бы не закупать и не прокатывать оскорбляющие нас фильмы? Нет: прокатываем и, похохатывая, смотрим.
Мы - в своей массе - редкостно равнодушны к собственному национальному престижу. Мы и сами считаем себя порядочными козлами. Вдобавок приобрели аллергию на все виды общественной активности.
При таком раскладе, если продолжать молчать в тряпочку, мы обречены играть роль вселенских злодеев (постоянных врагов смелых американских парней) на протяжении ближайших лет и доиграемся до того, что перед нами - от страха и ненависти - опять закроют все границы.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.