05.02.2007 | Кино
Монстры в коротких штанишках2000-е годы, похоже, установят рекорд по количеству мега-продолжений и переделок мега-хитов
На российских улицах появились рекламные щиты триллера "Ганнибал: Восхождение", который выйдет у нас и в Америке 8 февраля. Фильм расскажет о том, как интеллектуал-каннибал доктор Лектер, знаменитый по романам Томаса Харриса "Красный дракон", "Молчание ягнят" и "Ганнибал", сформировал свои пристрастия. Тенденция последних лет сохраняется: кинематограф продолжает продавать успешно проданное.
2000-е годы, похоже, установят рекорд по количеству мега-продолжений и переделок мега-хитов: первые у нас, как и в остальном мире, именуются теперь сиквелами, вторые — ремейками. В основном их изготавливают в Голливуде. Если так и пойдет, то никаких других фильмов, кроме как на известную тему, в Голливуде снимать не будут.
2007-й в этом смысле — год показательный, даже слишком. Грядут:
уже вышедший в Штатах "Рокки Бальбоа", он же "Рокки-6";
ужастик "28 недель спустя", развивающий зомби-мотивы культового фильма Денни Бойла "28 дней спустя";
второй "Город грехов" — многими ожидаемый;
вторые "Сокровища нации";
второй — не удивляйтесь (ведь тут можно добавить: всего-то второй) — "Мистер Бин";
второй "Хостел" — ужастик, из всех многочисленных новых произведений этого жанра конкурирующий по популярности только с "Пилой" (которых уже три) и "Домом 1000 трупов" (каковых пока только два);
вторая серия другого небезызвестного ужастика — "У холмов есть глаза";
вторая "Фантастическая четверка", являющаяся одновременно вариацией на темы трех "Людей Икс" и "Халка" (у которого тоже появится в этом году вторая серия);
третий "Час пик" — продолжение приключений китайского копа Джеки Чана в Лос-Анджелесе;
третья "Обитель зла", в которой сексапильная Милла Йовович в коротком красном платье будет все так же четко мочить омерзительных трупаков;
третий "Человек-паук";
третий "Шрэк" (в обоих случаях комментарии излишни).
А также:
"Пираты Карибского моря: На краю света", они же "Пираты Карибского моря-3";
"Ультиматум Борна", он же "Борн-3";
"13 друзей Оушена", они же... Даже и не знаешь, как сформулировать. "11 друзей Оушена-3"? Негритят в фильме Станислава Говорухина после каждой акции становилось на одного меньше, а друзья Оушена будут, видать, после каждой серии по одному прибавляться. Какой фильм станет заключительным? "21 друг Оушена"? Если так, то его сюжет стоит выстроить вокруг остроумного мошенничества во время игры в блэк-джек, по нашему — очко.
Неголливудцы учатся у голливудцев. Французы в лице продюсера Люка Бессона выпускают "Такси-4", а наши мастера завершают работу над "Боем с тенью-2" и "Антикиллером-3".
Сильнее всего забавляет то, что, не удовлетворившись одними продолжениями-сиквелами, Голливуд ударился, извините за грубое слово, в приквелы, то есть фильмы, являющие предысторию уже известных зрителю событий. Когда развитие киносериала заходит в тупик, нам выдают картину о молодых годах главного персонажа, чтобы от этого пред-фильма начать выстраивать самостоятельную цепочку продолжений. Недавно мы узнали о том, как стали тем, чем стали, Бэтмен и Супермен. Оба фильма имели точечные названия — соответственно "Бэтмен: начало" и "Супермен: начало". Только что в "Казино "Рояль" нам поведали о том, как из простого парня, закалявшего сталь своих мышц и души, получился Джеймс Бонд.
Больше всего приквелов, однако, у ужастиков. А и впрямь интересно, как происходило взросление известных монстров или как они впервые вырвались из потустороннего мира.
Отдавшие дань "Экзорцисту: началу" и "Техасской резне бензопилой: началу" смогут теперь попереживать, наблюдая за становлением личности доктора Лектера, которого в ходе опросов общественного мнения упорно признают самым великим злодеем в истории кино. А в конце года нас подстерегает и предыстория Майка Майерса — первого знаменитого монстра-маньяка, дествовавшего под маской: режиссер с хорошей фамилией Роб Зомби, тот самый, который снял оба "Дома 1000 трупов", изготавливает приквел "Хэллоуина". Если не путаю, Майк Майерс предстанет перед публикой в десятый раз.
Вопрос: "Почему?" Ответ очевиден: потому что коммерческий кинематограф никак не преодолеет кризис идей. Но есть причина и шкурная: затевать абсолютно новое рискованно — а вдруг публике не понравится? "Титаник" стал самым кассовым фильмом в истории, но мог ведь и провалиться, и убытков было бы не счесть. Мало кто помнит, что стартовал он не ахти как и газеты всего мира пестрели остроумными заголовками "Титаник" затонул".
Как пишет колумнист журнала "Нью-йоркер" Джон Сибрук в ставшей модной среди наших гуманитариев книге "Nobrow: Культура маркетинга. Маркетинг культуры", сегодня в Голливуде ни за что не отважились бы даже на такой фильм, как "Звездные войны", — если бы его пришлось начинать с нуля, а герои и темы не были раскручены.
В случае же с сиквелами, ремейками, а также родственными им экранизациями популярных комиксов и компьютерных игр публика точно знает, на что именно идет. Независимо от разницы в качестве, все эти фильмы можно объединить термином "фаст-фудовское кино". Если добавить майки и бейсболки с логотипами фильмов, игры и игрушки на их основе в детских секциях универмагов, то кино-"фаст-фуд" обречено на гарантированные сверхприбыли.
Тенденция имеет склонность к устойчивости. Появились сообщения, что Сокуров будет снимать "Матрицу-4", причем в стилистике "Русского ковчега" — единым планом без монтажа, медленно и печально. Питер Джексон затевает ремейк собственной трилогии "Властелин колец" в духе "Догвилля" Ларса фон Триера: Мордор и орки будут нарисованы у него мелом на полу. А Квентин Тарантино, чьи киноманские пристрастия давно стали легендой, приступает к долгожданному проекту: современной версии "Броненосца "Потемкин", главные действия которой будут развиваться не в Одессе (тем более что украинские власти запросили за право на съемки несуразные миллионы), а в Гонконге и Японии. Центром фильма станет грандиозное мочилово на палубе броненосца с использованием самурайских мечей между восставшими революционными матросами и провокаторами из царской охранки.
Пожалуй, главное, что отличает «Надежду» от аналогичных «онкологических драм» – это возраст героев, бэкграунд, накопленный ими за годы совместной жизни. Фильм трудно назвать эмоциональным – это, прежде всего, история о давно знающих друг друга людях, и без того скупых на чувства, да ещё и вынужденных скрывать от окружающих истинное положение дел.
Одно из центральных сопоставлений — люди, отождествляющиеся с паразитами, — не ново и на поверхности отсылает хотя бы к «Превращению» Кафки. Как и Грегор Замза, скрывающийся под диваном, покрытым простынёй, один из героев фильма будет прятаться всю жизнь в подвале за задвигающимся шкафом.