31.01.2007 | Колонка
Разводка пятого поколенияУже пять лет публику радуют сообщениями о том, как ударно идет работа над новым самолетом
Вопреки ожиданиям, в ходе визита Владимира Путина в Индию не были подписаны документы о подключении Дели к работам над истребителем пятого поколения. Если бы соглашение было подписано, то впору было констатировать, что список известных способов мошенничества, вроде строительства финансовых пирамид или подсовывания простакам денежных «кукол», пополнился еще одним. Последние лет десять словосочетание «истребитель пятого поколения» служит волшебным заклинанием, которое легко открывает чиновникам доступ к государственным деньгам.
Все началось в начале 90-х. Уже тогда руководителям авиационных предприятий стало очевидно, что их отрасль находится в глубочайшем кризисе. Выходов было два. Первый – признать, что советский авиапром, с его опытом концентрации финансов и ресурсов, умер навсегда. И проводить реструктаризацию производств, учиться маркетингу и ведению дел в условиях рынка. Но был и другой путь – доложить высокому начальству о некоем чудодейственном проекте, реализация которого позволит возродить авиационную промышленность.
Капитаны отрасли остановились на втором варианте. Они бодро обещали правительству разработать по быстрому истребитель пятого поколения, который мало того, что обеспечит нашим ВВС господство в воздухе, но также гарантирует экспортные заказы на десятилетия вперед.
При этом в стране явно не было достаточно средств, чтобы всерьез заняться разработкой боевого самолета, который обладал бы принципиально иными возможностями маневрирования, способностью весь полет лететь на сверхзвуковой скорости, принципиально новым электронном оборудовании, а также «умном» вооружении, спрятанном в корпус самолета.
В итоге в 1998 году, когда корпорациям МИГ и «Сухой» настало время время представить свои НИОКР все выглядело откровенным надувательством. МИГ, например, быстро прокатил по летному полю нечто под названием «проект 1.44» потом модель была быстро зачехлена. Позже «проект» был, по словам разработчиков, поднят в воздух, но этого не видели ни журналисты, ни заказчики из Минобороны. Прототип истребителя, продемонстрированного «Сухим» взлетал, но многие специалисты увидели в нем попытку наспех реализовать наработки от которых отказались еще в 70-х.
Между тем как раз к тому времени в авиапроме появились первые небольшие деньги. Отдельные предприятия, отколовшиеся от больших корпораций вроде КНАПО (Комсомольск-на-Амурское авиационное производственное объединение) стали получать иностранные заказы, продавая Китаю, Индии боевые самолеты, разработанные еще в советские времена. И головные офисы вроде «Сухого», расположенные в Москве, вознамерились эти деньги получить. Стремление установить контроль над финансовыми потоками маскировалось вроде вполне разумными объяснениями. Надо, мол, сконцентрировать средства, чтобы создать все тот же истребитель 5 поколения. Чиновники из минпрома мечтали о том же самом. Так впервые была озвучена идея о единой авиастроительной корпорации. Тогдашний министр промышленности Илья Клебанов докладывал, что для разработки такого самолета потребуется всего лишь полтора миллиарда долларов. Сумма выглядела ничтожной, если учесть, что в Соединенных Штатах были истрачены десятки миллиардов. «Скромность» Клебанова объяснялась просто – именно столько можно было получить, присвоив доходы от всех экспортных заказов.
В 2002 году правительственная комиссия во главе с Михаилом Касьяновым предложила корпорации «Сухой» реализовывать контракт на создание самолета 5-го поколения.
В течение пяти последних лет публику периодически радуют сообщениями о том, как ударно идет работа над новым самолетом. Вот перспективный фюзеляж продувают в аэродинамческой трубе. Вот объединение «Сатурн» рапортует о досрочном завершении работ над двигателем. С авионикой, говорят, тоже полный порядок.
Только несмотря на эти блестящие успехи, срок, когда новый самолет поднимется в воздух все переносится и переносится. Сперва говорили о том, что истребитель взлетит в 2006-ом. Потом главком ВВС генерал Михайлов пообещал поднять самолет в 2007-ом. Теперь министр обороны заявил, что истребитель взлетит не раньше 2009-го.
При этом единственная проблема, о которой сообщают участники проекта – недостаток средств. И это после того, как было, по словам участников проекта, было успешно распиле..., простите, освоено более 4 миллиардов долларов.
Не случайно, вытащив все, что возможно из отечественного бюджета чиновники в последние годы сконцентрировались на попытках добыть деньги из иностранных партнеров России. Два года назад индийский министр обороны прямо и откровенно попросил не обременять впредь подобными предложениями. «Наши военно-воздушные силы и производственные предприятия в этой сфере хотели бы участвовать во всех этапах создания истребителя пятого поколения - начиная от выработки концепции и проектирования, исследования и разработки до совместного производства, включая наше финансовое участие», - сказал он.
Скептицизм индийского министра вполне можно понять. Ведь даже если случится чудо, и «Сухому» действительно удастся создать истребитель, отвечающий требованиям 5 поколения, то нет никаких шансов наладить его производство.
Стоимость американского истребителя F-22 «Раптор» превысила 200 миллионов долларов за единицу (а Москва настаивает, что намерена производить и строить именно такой тяжелый истребитель). Дешевле российский истребитель никак быть не может – еще только предстоит создать цепочки кооперативных связей между сотнями российских предприятий, что будет стоить немалых средств. Уровень производительности труда гораздо ниже американского, что однозначно удорожает продукцию. Между тем в соответствии со Стратегией развития авиапрома в 2015 году (тогда, когда должно начаться массовое производство нового истребителя) общая стоимость всего производства военной авиационной техники составит чуть больше 3 миллиардов долларов. Туда войдет все – стратегическая авиация (обещают строить или модернизировать по бомбардировщику в год), эскадрильи штурмовиков Су-34, а также вертолеты. Любопытно, сколько истребителей пятого поколения можно будет выпустить на оставшиеся деньги. Один или ни одного?
Это, повторю, отлично известно индийцам. И поэтому после переговоров с Путиным индийский премьер весьма осторожно сказал, что сказал, что его страна всего лишь «проявляет интерес к сотрудничеству в области создания истребителя пятого поколения».
Впрочем не исключаю, что российские чиновники найдут в конце концов общий язык с индийскими коллегами. И те, и другие – отличные спецы по всему, что касается взаимозачетов.
Достаточно отметить, что Индия рассчитывается за оружие в рупиях, которые специальная комиссия продает российским фирмам, дабы те закупали индийские же товары. Знающие люди говорят, что дисконт при таких операциях доходит до 15 процентов. Что до сотрудничества в создании истребителя, то здесь предполагается каким-то использовать во взаиморасчетах старый долг Индии Советскому Союзу. Так что не исключено, что на постройку виртуального самолета индийцы инвестируют не существующие деньги.
«Ряд» — как было сказано в одном из пресс-релизов — «российских деятелей культуры», каковых деятелей я не хочу здесь называть из исключительно санитарно-гигиенических соображений, обратились к правительству и мэрии Москвы с просьбой вернуть памятник Феликсу Дзержинскому на Лубянскую площадь в Москве.
Помните анекдот про двух приятелей, один из которых рассказывал другому о том, как он устроился на работу пожарным. «В целом я доволен! — говорил он. — Зарплата не очень большая, но по сравнению с предыдущей вполне нормальная. Обмундирование хорошее. Коллектив дружный. Начальство не вредное. Столовая вполне приличная. Одна только беда. Если вдруг где, не дай бог, пожар, то хоть увольняйся!»